61
Дата публикации: 17.05.2021

Басов Владимир Павлович

Басов Владимир Павлович

Возраст на момент смерти: 64 года

Дата рождения: 28.07.1923

Место рождения: Уразово, Воронежская губерния, СССР

Дата cмерти: 17.09.1987

Место смерти: Москва

Гражданство: СССР

Род деятельности: Режиссёр, актёр, сценарист, педагог, член Союза кинематографистов СССР

Рост: 176 см

Знак зодиака: Лев

Последнее обновление: 17 мая 2021 года

Владимир Басов: биография, интересные факты

Владимир Павлович Басов – режиссёр, актёр, сценарист, педагог, член Союза кинематографистов СССР – появился на свет 28 июля 1923 г. в селе Уразове Валуйского уезда Воронежской губернии (ныне Уразово – посёлок городского типа в Валуйском городском округе Белгородской области). Мать будущего артиста – Александра Басова – была дочерью священника. В 1920-х гг. она учила крестьянских детей грамоте и литературе, позже стала работать секретарём районной газеты.

Отец Павел Басултайнен был финном по национальности. Он получил философское образование в Тартуском университете (Эстония). Мужчина являлся революционером-большевиком и имел прозвище Басов, которое позже стало его фамилией. Он был офицером и находился в должности комиссара. Участвовал в боевых сражениях вместе в легендарным Василием Ивановичем Чапаевым (1887 – 1919), воевал с басмачами. Являясь командиром пограничной заставы в Средней Азии, погиб в 1931 г.

Владимиру Басову было 8 лет, когда его героический отец оставил этот мир. Воспитание сына легло на плечи матери, которая активно занималась его развитием. К моменту поступления в школу мальчик был так эрудирован, что его зачислили сразу в 3 класс. Мать с сыном часто переезжали, поэтому Басову приходилось постоянно менять школы в Туркмении, Московской области, Тверской области, Абхазии и закончить общеобразовательное обучение в Москве.

Военная служба

В 1941 г. Владимир окончил школу, беззаботно отметил выпускной и мечтал стать артистом – творческие способности он проявлял с раннего детства. Молодой человек посетил ВГИК, чтобы узнать условия поступления. Однако мирные планы абитуриента нарушила Великая Отечественная война. Желая отомстить врагу за поругание Родины, он отправился на фронт добровольцем. Есть версия, что для этого юноша, которому в действительности было ещё 17 лет, приписал себе лишний год.

Басов являлся лейтенантом интендантской службы 4-й отдельной стрелковой бригады. Во время военной службы он стал руководителем клуба художественной самодеятельности. Музыкальный ансамбль, организованный Басовым, выступил более 150 раз, поддерживая боевой дух бойцов Красной армии. В 1943 г. за образцовое исполнение обязанностей его наградили медалью «За боевые заслуги». Затем, став старшим лейтенантом, он командовал миномётной батареей.

23 февраля 1945 г. он возглавлял штурмовую группу, которая осуществила захват опорного оборонительного пункта противника. Во время этой военной операции Басов получил тяжёлую контузию. Успешное выполнение поставленных боевых задач было высоко оценено военным руководством – он был награждён орденом Красной Звезды. Будущий артист закончил военную службу в звании капитана, являясь помощником начальника оперативного отдела артиллерийской дивизии.

Образование и режиссёрская деятельность

Вернувшись к мирной жизни, в 1947 г. фронтовик стал студентом режиссёрского факультета ВГИКа, обучаясь на курсе Сергея Юткевича и Михаила Ромма. Одновременно с учёбой в 1950 – 1952 гг. он работал ассистентом режиссёра. В 1952 г. Басов окончил вуз и был принят в киностудию «Мосфильм» в качестве режиссёра. Его дебютной работой стал телеспектакль «Нахлебник» (1953), поставленный им в Театре-студии киноактёра совместно с Борисом Лифановым и Мстиславом Корчагиным.

В 1954 г. вышла лента «Школа мужества» по повести Аркадия Гайдара, которую режиссёр начал снимать вместе с Мстиславом Корчагиным (1922 – 1953). Но его коллега погиб в авиакатастрофе, и Басову пришлось заканчивать кинокартину самостоятельно. Драма была признана лучшим воспитательным фильмом и получила премию кинофестиваля в Карловых Варах. Здесь сыграла первая жена режиссёра Роза Макагонова, дебютировали Леонид Харитонов, Юрий Катин-Ярцев и Ролан Быков.

Затем последовали фильмы «Первые радости» (1956), «Случай на шахте восемь» (1957), «Золотой дом» (1959), «Битва в пути» (1961) и др. В 1958 г. вышла драма «Жизнь прошла мимо» о жизни вора-рецидивиста Акулы, который сбежал из колонии и хочет вновь заняться воровством, но его прежние подельники больше не желают возвращаться к своему тёмному прошлому. В 1964 г. состоялась премьера драмы «Тишина». Этот фильм получил главный приз I Всесоюзного кинофестиваля.

В том же году зрители увидели экранизацию повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель». Перед самым началом съёмок на роль Марьи Гавриловны уже была утверждена актриса. Но 41-летний режиссёр, познакомившись с 22-летней артисткой Валентиной Титовой, предложил ей перевоплотиться в этот образ. Начинающая актриса отказывалась, так как была очень загружена в театре. Тогда Басов через Министерство культуры СССР добился её утверждения на главную роль.

Во время съёмок Басов настойчиво ухаживал за понравившейся ему девушкой, и после премьеры они поженились. Находясь с ним в браке, Титова играла в кинолентах своего мужа-режиссёра: «Щит и меч» (1968), «Возвращение к жизни» (1972), «Опасный поворот» (1972), «Нейлон 100 %» (1973), «Дни Турбиных» (1976). Однако после развода Басов больше не снимал её в своих фильмах. Но талантливой актрисе это не помешало сделать успешную карьеру – в её фильмографии почти 80 киноролей.

В режиссёрской карьере Басова отдельного внимания заслуживает фильм «Щит и меч», снятый по роману Вадима Кожевникова. Кинолента стала одной из первых, где зрители увидели реальную работу разведчиков в Великой Отечественной войне без пренебрежительного изображения врагов. 4-серийный фильм имел огромный успех. На его первую часть «Без права быть собой» было продано 68,3 миллиона билетов, что поставило ленту на 8 место в рейтинге самых кассовых советских фильмов.

На главную роль капитана советской разведки Александра Белова, мастерски перевоплощающегося в обер-лейтенанта абвера Йоганна Вайса и гауптштурмфюрера СС Петера Крауса, был выбран актёр Станислав Любшин. На выбор повлияли консультанты, являющиеся реальными сотрудниками разведки. Они утверждали, что истинный секретный агент должен быть не суперменом, а иметь обычный вид. За эту роль, по опросу журнала «Советский экран», его признали лучшим актёром 1968 года.

Роль одного из главных героев Генриха Шварцкопфа – друга Йоганна Вайса – стала дебютной для начинающего актёра Олега Янковского. Сидя в ресторане во Львове, куда он с Саратовским театром приехал на гастроли, артист привлёк к себе внимание Басова, который тогда искал актёра с арийской внешностью. Владимир Павлович сказал ассистентке, что этот юноша прекрасно подошёл бы на роль, но «он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?».

Позже помощница режиссёра Наталья Терпсихорова встретила Янковского на «Мосфильме». Узнав, что он актёр из Саратова, она пригласила его на кинопробы. Олег, тогда ещё «необстрелянный, кинематографом не испорченный», покоряющий «обаянием непринуждённости», как вспоминал Басов, понравился режиссёру, и был утверждён на роль Генриха Шварцкопфа. Так, благодаря судьбоносной случайности, Янковский попал в кинематограф, которому позже он подарил более 80 ролей.

Басов предпочитал в фильмах стремительно развивающиеся действия. Он не терпел, когда на экране или на площадке что-то затягивалось, откладывалось. Во время создания кинолент он ощущал себя хозяином съёмочного процесса. Владимир Павлович стремился контролировать всех задействованных лиц, начиная от актёров и заканчивая младшим осветителем. Не все артисты соглашались с ним сотрудничать. В основном, он снимал своих друзей, привыкших к его стилю работы.

Кинокарьера

Талантливый и харизматичный актёр умел вмиг привлечь к себе внимание необычной внешностью и выразительной мимикой. Артист сыграл более чем в 85 фильмах. И в главных ролях, и в кратких эпизодах он мог мастерски создать незабываемые образы. Так, в «Приключениях Буратино» он сыграл Дуремара, а в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» – строгого милиционера, запомнившегося фразой: «Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы… Кто хочет поработать?».

Первыми работами Басова в кино в качестве актёра были эпизодические и малозаметные роли в фильмах «Школа мужества» (1954), «Крушение эмирата» (1955), «Случай на шахте восемь» (1957), в которых он выступал режиссёром. Но они были настолько незначительными, что их часто даже не учитывают в биографии артиста. Его актёрским дебютом считают незабываемо яркую роль полотёра, выдающегося себя за писателя Воронова, в комедии Георгия Данелии «Я шагаю по Москве».

Под видом важного литературно деятеля уборщик горячо наставляет юных героев о том, что нравиться могут только девочки, а «литература – это искусство», «Писатель должен глубоко проникать в жизнь!», «Каждый индивид должен иметь свою правду характера». Колоритный персонаж вышел так ярко, что появившийся в квартире настоящий писатель выглядит простовато и скромно. А ведь этого яркого образа в фильме могло и не быть.

Изначально в сценарии не было критического отношения к жизни, которое требовалось в каждом советском фильме того времени. Поэтому решили внести в него образ недовольного полотёра. Роль, сочинённую прямо во время съёмок, должен был воплотить Рудольф Рудин, но он заболел. В тот момент на площадке случайно появился Басов, занятый созданием своего проекта. Его необычная внешность привлекала с себе внимание съёмочной группы, и их выбор оказался весьма удачным.

Затем последовали десятки других незабываемых ролей выдающегося артиста. Он играл и в тех фильмах, которые ставил сам («Щит и меч», «Дни Турбиных», «Нейлон 100 %», «Тишина» и др.), и в кинолентах других режиссёров. В комедийной мелодраме Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам» (1977) Басов исполнил роль нелегального агента по обмену недвижимости, который для конспирации называет квартиру тётей, а метраж – возрастом, что приводит к комической путанице.

В 1979 г. на экраны вышла кинолента «Москва слезам не верит», которую за год посмотрели 90 миллионов зрителей. Это поставило мелодраму на 2 место в рейтинге самых кассовых советских фильмов. Здесь артист сыграл замначальника главка Антона Круглова – пожилого гостя на вечере Катерины и Людмилы, который пришёл к ним с дефицитными деликатесными консервами и вином. Басов смог сделать своего эпизодического персонажа одним из самых запоминающихся в кинокартине.

Владимир Павлович имел уникальный талант создать яркий образ персонажа, появившись на экране даже всего на несколько минут. Он блестяще перевоплощался и в героев комедий, и в персонажей классических произведений. Так, артист сыграл Петра Петровича Лужина в фильме «Преступление и наказание» (1969). И, конечно, много поколений советских и российских детей выросли на сказках, в которых участвовал любимый актёр.

Артист незабываемо сыграл продавца пиявок Дуремара в «Приключениях Буратино» (1975). В 1979 г. вышла фантастическая комедия «Приключения Электроника». В ней Басов перевоплотился в Стампа – шефа банды. Актёр сам придумал костюм. Заранее сшитый наряд оказался на 3 размера больше. Рассердившись, он велел перепуганной художнице по костюмам снять штаны. С трудом натянув на себя её белые брюки, артист нашёл чёрный свитер в гримёрной и был доволен созданным образом.

Артист снялся в детских фильмах «Чиполлино» (1973), «Про Красную Шапочку» (1977), «Волшебный голос Джельсомино» (1977), «Сказка странствий» (1983). Также Басов проявил авторский талант в создании сценариев к фильмам «Метель», «Опасный поворот», «Дни Турбиных» и др. Незадолго до своей кончины Басов сочинил сценарий детективного фильма «Мышеловка» по мотивам пьесы Агаты Кристи. Но снять кинокартину он не успел – её создал друг режиссёра Самсон Самсонов в 1990 г.

Обладая хорошими певческими способностями, артист во многих кинолентах выступает исполнителем музыкальных композиций (песни Дуремара, Худого Волка, Стампа и др.). Неоднократно Басов занимался озвучиванием художественных и анимационных фильмов. Он подарил свой голос князю Владимир в мультфильме «Василиса Микулишна» (1975), Змею Горынычу в «Последней невесте Змея Горыныча», чёрту-учителю в сказках «Шиворот-навыворот» (1981) и «Чертёнок № 13» (1981) и др.

Помимо активной творческой работы в кино в качестве режиссёра, актёра, сценариста, исполнителя песен и артиста дубляжа Владимир Павлович занимался педагогической деятельностью, передавая свои знания и опыт новым поколениям творческих людей. Он вёл лекционный курс по кинорежиссуре на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Артист являлся членом Союза кинематографистов СССР, а с 1948 г. входил в ряды КПСС.

Фильмография

  • 1963 — «Я шагаю по Москве»
  • 1965 — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
  • 1968 — «Щит и меч»
  • 1970 — «Бег»
  • 1972 — «Большая перемена»
  • 1975 — «Афоня»
  • 1975 — «Приключения Буратино»
  • 1977 — «Мимино»
  • 1977 — «Про Красную Шапочку»
  • 1978 — «По семейным обстоятельствам»
  • 1979 — «Москва слезам не верит»
  • 1979 — «Приключения Электроника»
  • 1981 — «Будьте моим мужем»
  • 1982 — «Ищите женщину»
  • 1983 — «Сказка странствий»

Личная жизнь

На первый взгляд, актёр не обладал выдающейся мужской красотой. Но он был наделён неподражаемой харизмой, неотразимым обаянием, артистизмом, острым умом, великолепным красноречием. Басов достаточно зарабатывал, чтобы позволить себе менять автомобили. Он изысканно одевался, курил дорогие сигареты. И необычайно привлекал женщин – на зависть и удивление другим мужчинам, которым было сложно осознать конкурентные преимущества Владимира Павловича.

Артист был трижды женат. И чем старше он становился, тем моложе и красивее у него были жёны. Первой его супругой стала актриса Роза Макагонова (1927 – 1995), которая была на 4 года младше Басова. Они познакомились в студенческие годы во время учёбы во ВГИКе и в 1949 г. поженились. Начинающий режиссёр очень любил свою жену, давал ей роли в своих фильмах. Она снялась в его кинолентах «Школа мужества», «Крушение эмирата», «Необыкновенное лето».

Однако Роза не пылала к мужу сильными чувствами, проявляя к нему лишь заботу и уважение. Детей в семье не было. В 1957 г. спустя 8 лет супружеской жизни он расстались. Прощание сопровождалось скандалом. Когда Басов со своими вещами покидал их совместное жильё, Макагонова швырнула в него раскладушкой. Не растерявшись, он забрал этот предмет с собой. Позже бывшие супруги помирились и сохранили дружеские отношения. Когда Басов был болен, Роза навещала его в больнице.

В 1957 г. на съёмках фильма «Случай на шахте восемь» режиссёр познакомился с красавицей Натальей Фатеевой (р. 1934), которая на 11 лет моложе его. В 1958 г. 35-летний Владимир Павлович женился на ней. В следующем 1959 г. в их союзе родился сын Владимир Басов – младший, который пошёл по стопам отца и уже подростком дебютировал в фильме «Москва – Кассиопея» (1973). В 1981 г. он окончил курс Сергея Бондарчука во ВГИКе и активно проявил себя как актёр, режиссёр и продюсер.

Фатеева любила знаменитого супруга. Она носила ему термосы с едой на съёмочную площадку. Её восхищала его творческая одержимость и энергетика. Но молодой жене приходилось терпеть его пристрастие к алкоголю. Режиссёр постоянно изводил красивую актрису безудержной ревностью. В конце концов, Наталья не выдержала, и в 1961 г. они развелись. Артистка не желала больше видеть бывшего мужа и не хотела, чтобы он общался с сыном. Но всё же Басов-старший не терял с ним связь.

В драме Владимира Басова «Время и семья Конвей» (1984) отец с сыном сыграли Эрнеста Бивера: Басов-младший исполнил роль Бивера в молодости, а Басов-старший – его же 20 лет спустя. Примечательно, что в этой уникальной киноработе сыграли и другие звёздные родители с детьми: Евгений и Андрей Леоновы, Олег и Антон Табаковы, Ростислав и Игорь Янковские, Ирина Скобцева и её дочь Алёна Сергеевна Бондарчук и другие звёздные семьи.

Свою третью любовь режиссёр встретил на пробах драмы «Метель» (1964). Юная Валентина Титова (р. 1942), которая на 19 лет моложе его, так понравилась Басову, что он через Министерство культуры добился её утверждения на главную роль. Во время съёмок он проявлял к ней столько внимания, что её сердце не смогло устоять. Несмотря на разницу в возрасте, в 1964 г. они поженились. В 1965 г. у них родился сын Александр, а в 1969 г. – дочь Елизавета.

Режиссёр активно снимал жену в своих фильмах, помимо которых у неё были и другие кинопроекты. Но для юной актрисы на первом месте стояла карьера, а не муж. На съёмках драмы Игоря Таланкина «Отец Сергий» (1978) она познакомилась с оператором Георгием Рербергом (1937 – 1999), который был на 5 лет старше её. И в 1978 г. после 14 лет совместной жизни 36-летняя актриса покинула 55-летнего Басова, уйдя к более молодому возлюбленному.

Владимир Павлович надеялся, что Титова вернётся к нему, но этого не последовало. Не желая отдавать ей детей, он отсудил у бывшей супруги право их воспитывать – наследники Басова остались с ним. Сын Александр пошёл по стопам отца и стал режиссёром. Дочь, решив стать балериной, не смогла поступить училище Большого театра, поэтому окончила Ленинградское хореографическое училище им. А. Я. Вагановой. Позже она вышла замуж за грека и уехала с ним во Францию, живёт в Париже.

Ухудшение здоровья и смерть

Басов долго страдал от алкогольной зависимости. Реплики Дуремара для сказки «Буратино» (1975) он записывал, находясь в психиатрической клинике на лечении от алкоголизма. Когда в 1978 г. от него ушла третья жена, актёр впал в отчаяние. Его охватила тяжёлая депрессия, появились частые боли в сердце. Он продолжал сниматься в кино, но в режиссёрской работе был простой. После выхода драмы «Дни Турбиных» (1979) зрители 5 лет ждали новый фильм «Факты минувшего дня» (1981).

В апреле 1983 г. у него случился инсульт. Артист полгода лежал парализованным без движения. Постепенно болезнь начала отступать, стала возвращаться речь. Но режиссёру так и не удалось полностью восстановиться. Он с трудом ходил, его левая рука двигалась неполноценно. В его доме количество гостей, обычно приходивших пообщаться или обратиться за помощью, заметно уменьшилось. Теперь навещать народного артиста стали только самые близкие.

Чтобы материально поддержать Басова, ему на «Мосфильме» дали постоянную ставку режиссёра-консультанта. Его последними режиссёрскими работами стали фильмы «Время и семья Конвей» (1984) и «Семь криков в океане» (1986). Будучи уже больным человеком, он сыграл в драме «Время и семья Конвей», появился в эпизодах фильмов «Через все годы» (1984) и «Золотая рыбка» (1985). Незадолго до смерти он написал сценарий детектива «Мышеловка» по пьесе Агаты Кристи.

Боли были настолько сильными, что Басов даже хотел выпить яд, чтобы облегчить страдания. Утром 17 сентября 1987 г. у него произошёл второй инсульт. Перенести его он не смог – народный артист умер прямо на глазах у сына Александра. Режиссёра похоронили в Москве на Кунцевском кладбище. На его могиле установлено скромное надгробие с изображением двух перекрещивающихся кинолент, на одной из которых написано: «Ручейки судеб людских сливаются в одно бурлящее русло…».

Интересные факты

  • Есть версия, что артист родился на год позже официальной даты, но приписал себе лишний год, чтобы отправиться на фронт добровольцем в 1941 г., когда ему ещё не было 18 лет.
  • Сыновья Басова – Александр и Владимир – стали режиссёрами.
  • В 1968 г. Владимир Павлович и его жена Валентина Титова оказались в Чехословакии во время военного переворота. Там Басов ночевал в одежде, аргументируя это так: «Если нас поймают и повесят, не хочу висеть на заборе со спущенными штанами».
  • Вторая жена артиста – Наталья Фатеева – вспоминала о том, что, когда они познакомились, 33-летний Басов был в самом расцвете сил. Хоть он и не был красавцем, но он был «красивым человеком, с Богом в душе». Его единственным недостатком она называет пристрастие к алкоголю. Ей был тяжело с мужем и из-за его ревности. Он ревновал супругу из-за её красивой внешности, успехов в театре и кино. Басов ей говорил: «Когда же ты постареешь, когда тебе будет, наконец, тридцать лет?».
  • Алевтина Кунгурова, работавшая с ним при создании фильма «Комета» (1983), вспоминала, что артист был остроумным, лучезарным и открытым на съёмках, но сдержанным и закрытым в перерывах. Артист сторонился компаний, часто курил и пил много крепкого кофе.
  • Басов был популярен и любим зрителями. Он мог пойти к начальнику аэропорта и договориться о билете на самолёт даже в самый «горячий» летний период, когда люди стояли к кассам по несколько дней, занимая очереди с ночи.
  • Когда после первого инсульта к режиссёру стала возвращать речь, врачи проверили его умственное состояние. Пришедший в себя Басов не упустил возможности пошутить перед собравшимся консилиумом врачей.
    Доктор, указывая на медсестру, спросил:
    – Больной, вы знаете, что это?
    – Не что, а кто, – ответил артист.
    – А кто этот кто?
    – Не знаю, нас друг другу не представили, – невинно ответил Басов.
    – Это сестра, – подсказал доктор.
    – Чья? Ваша? – удивлялся режиссёр.
Оцените биографию:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Автор:
Комментарии
  • Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.
Добавить комментарий

Persons.Life