75
Дата публикации: 13.08.2021

Беликов Сергей Григорьевич

Беликов Сергей Григорьевич

Возраст: 66 лет

Дата рождения: 25.10.1954

Место рождения: г. Красногорск

Гражданство: Россия

Род деятельности: Певец, музыкант

Семейное положение: Не женат

Рост: 180 см

Знак зодиака: Скорпион

Личный сайт: http://sergey-belikov.ru/

Социальные сети:

Последнее обновление: 13 августа 2021 года

Сергей Беликов: биография, интересные факты

Сергей Беликов – звезда эстрады 1970 – 1980-х годов, выступавший в популярных в те годы музыкальных коллективах «Аракс» и «Самоцветы», а позже сделавший сольную карьеру. Он сотрудничал с лучшими советскими поэтами и композиторами, а его бессмертные песни «У беды глаза зелёные», «Родник» («Живи, родник, живи»), «Снится мне деревня» любимы публикой до сих пор. Сейчас артиста редко можно увидеть на телевидении, но он продолжает активно гастролировать по России.

Детство и образование

Сергей Григорьевич Беликов родился 25 октября 1954 г. в подмосковном г. Красногорске. Его отец работал водителем большегрузной машины МАЗ, мать трудилась диспетчером автотранспортной колонны. Мальчик рос активным. В детские и юношеские годы он любил играть в футбол, был форвардом в спортивном клубе «Красный Октябрь». Его команда дважды становилась призёром чемпионата Москвы и дважды – чемпионом. Беликов играл в дубле московского клуба «Локомотив».

Педагоги отметили в мальчике вокальный талант. Уже в младших классах он стал петь в детском хоре, позже окончил музыкальную школу. С 13 лет сам подбирал аккорды на гитаре. В то время стали популярны зарубежные рок-группы The Beatles, The Rolling Stones. Юноши собирали ансамбли и исполняли иностранные хиты. Но инструментов не было. Электрогитары, произведённые в ГДР и Чехословакии, привозили лишь в московский музыкальный магазин на Неглинной улице по 100 – 200 штук.

Тысячи желающих приобрести дефицитный товар выстраивались в очередь к магазину, заполняя собой всю длину улицы. Но счастливчиков было мало. Инструменты стоили 180 рублей – больше средней зарплаты в СССР. А спекулянты перепродавали их по 300 – 400 рублей. Поэтому в журналах стали появляться инструкции по изготовлению самодельных электрогитар: нужно было выпиливать корпус из ДСП, паять микросхемы. Так будущий артист сам изготовил свой первый инструмент.

Получив аттестат, Сергей Беликов поступил в музыкально-педагогическое училище имени Октябрьской революции на отделение народных инструментов. В 1971 г. одновременно с учёбой молодой человек собрал свой первый коллектив и занялся профессиональной творческой деятельностью. После окончания училища талантливый юноша в 1974 г. стал студентом Московского государственного института культуры, где окончил дирижерско-оркестровый факультет.

Начало творческой карьеры. Рок-группа «Аракс»

В Красногорске 17-летний студент собрал любительскую рок-группу «Мы», которая выступала в городском парке и вскоре стала популярной. Танцверанда, вмещавшая 800 человек, полностью заполнялась молодёжью, желавшей услышать юного певца и его музыкантов. А вокруг танцевальной площадки собирались родители с детьми и старики. Однажды в 1972 г., услышав игру артистов, к ним подошёл вратарь хоккейной сборной Владислав Третьяк и пригласил их выступить на его свадьбе.

В 1974 г. на выступлении в поселковом Доме культуры, где собрались студенты в период сбора картофеля, юного вокалиста и бас-гитариста заметил Александр Клевицкий – в будущем известный дирижёр, композитор и продюсер. Он сообщил Беликову, что Московскому театру им. Ленинского комсомола требуются музыканты для постановок Марка Захарова. Вскоре певец оставил коллектив «Мы» и вступил в столичную рок-группу «Аракс», работавшую при Ленкоме и набиравшую популярность.

В её составе Сергей Беликов участвовал в музыкальных спектаклях Марка Захарова: в рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Автоград XXI», «Тиль» по мотивам романа бельгийского писателя Шарля Де Костера. Для создания своих песен известная группа сотрудничала с выдающимися авторами: Александром Зацепиным, Юрием Антоновым и другими видными композиторами. Также участники коллектива сочиняли песни сами.

В 1976 г. барабанщик Владимир Полонский, лично знавший артиста, порекомендовал его кандидатуру Юрию Маликову – руководителю популярного вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы». Вскоре Беликова утвердили в его состав. Уйдя из клубного коллектива «Аракс» в группу, выступавшую на стадионах и в спорткомплексе «Олимпийский», артист окунулся совсем в иную жизнь. Но он не терял связи с прежними друзьями, и уже через год они уговорили его вернуться в «Аракс».

В тот период группа достигла пика популярности. Музыканты активно гастролировали по городам Советского Союза, уже не выступая в Домах культуры, а собирая целые стадионы зрителей. Беликова не раз признавали лучшим певцом года. Его месячный заработок составлял сумму, которую среднестатистический гражданин СССР получал за 10 месяцев. В 1980 г. певец в составе группы исполнял хиты Ю. Антонова «Мечта сбывается», «Золотая лестница», «Двадцать лет спустя», «Зеркало».

В финале программ, когда коллектив выходил на поклон, публика в восторге кричала: «Бе-ли-ков! Бе-ли-ков!». Повышенное внимание зрителей к вокалисту возмущало музыкантов: «А мы что – аккомпанирующий состав Беликову?». То, что люди воспринимают солиста главным в группе, не принимал ни один из её участников, считая, что все члены «Аракса» – единый коллектив. Разногласия побуждали музыкантов покидать группу. В 1980 г. из неё ушёл и Беликов. В 1982 г. «Аракс» распался.

ВИА «Самоцветы»

В конце 1980 г. Сергей Беликов вновь стал выступать вокалистом и бас-гитаристом в вокально-инструментальном ансамбле «Самоцветы». Через этот популярный коллектив в своё время прошли такие известные артисты, как Владимир Кузьмин, Алексей Глызин, Вячеслав Добрынин, Владимир и Елена Пресняковы, Александр Барыкин, Владимир Винокур, дебютировавший здесь как пародист, и другие звёзды советской и российской эстрады.

Работа в «Самоцветах» подарила вокалисту колоссальный опыт и помогла вырасти как артисту. Он исполнял композиции «Всё, что в жизни есть у меня», «Цветы на асфальте», «Зеркало и Шут» и др. В это время звучание песен ансамбля становится более современным, концерты содержат световые акценты, подчёркивающие содержание программы выступления. В 1985 г. певец покидает коллектив, чтобы начать самостоятельную музыкальную карьеру.

Вокальное участие в фильмах

В 1977 г. вышла сказка «Волшебный голос Джельсомино» по произведению Джанни Родари. Певец озвучил реплики и вокал мальчика с чудесным голосом, способным разбивать стёкла. В 1979 г. в исполнении артиста впервые прозвучала песня «У беды глаза зеленые» в «Опасных друзьях». В ленте «31 июня» (1978) Беликов поёт партии сэра Генри. В военной драме «Мама, я жив» (1985) артист исполнил песни «Белоруссия моя» и «Я живой» («Встречай меня, мама, я так торопился…»).

В музыкальной комедии «Берегите женщин» (1981) на сцене выступают разные люди, которых озвучил Юрий Антонов. Одна композиция здесь исполнена Сергеем Беликовым – «Радуга». Любопытно, что этой музыки в фильме могло бы и не быть. Песни не были написаны к сценарию, а готовились к выпуску на пластинке. Но завистливые конкуренты сделали всё, чтобы худсовет фирмы «Мелодия» не пропустил их к изданию. Однако музыка дошла до слушателей через киноленту и обрела популярность.

Сольная карьера

1985 год стал поворотным в творчестве певца: он начинает сольную деятельность. Артист не сомневался в правильности этого решения. В это время Вячеслав Добрынин предложил ему свою песню «Живи, родник», которая ранее уже звучала в исполнении Николая Гнатюка, но не произвела впечатления на зрителей. Сергей Беликов, благодаря своему редкому голосу, завоевавшему тысячи поклонников, смог успешно «перезапустить» композицию, и она стала его первым сольным хитом.

Затем последовала популярная композиция «Не могу забыть» и др. Неповторимый тенор певца привлекает к нему известных авторов песен. Исполнитель сотрудничал с Вячеславом Добрыниным, с которым записал более 10 композиций, Борисом Емельяновым, Александрой Пахмутовой, Юрием Антоновым, Александром Зацепиным и др. Артист признаётся, что эти выдающиеся личности сыграли основополагающую роль в его карьере – именно им вокалист обязан своим успехом.

Особое место в его творчестве занимает песня «Снится мне деревня» (1986) на слова Леонида Дербенёва. Сначала певец не хотел её брать – она не соответствовала его образу и поп-роковому репертуару. Он – уроженец Подмосковья – выступал в белом комбинезоне, сапогах на платформе и высоких каблуках, с модной в то время причёской – и вдруг песня о деревне. Но великий поэт-песенник сказал: «Серёжа, поверь, если ты споёшь эту песню, это будет хит». И артист взял её в репертуар.

На репетициях присутствовал автор и подсказывал вокалисту, как лучше исполнить композицию – попроще, будто выступает обычный парень. Беликов стал петь её удивительно проникновенно, поэтому у поклонников не оставалось сомнений в том, что их кумир родом из деревни. Композиция принесла певцу победу на фестивале «Песня года – 86» и стала бессмертным хитом. Даже сейчас в XXI веке на концертах артиста зрители с нетерпением ждут, когда прозвучит их любимый шлягер.

В 1970-х и 1980-х имя Сергея Беликова звучало по всей стране. И вдруг на пике славы в начале 1990-х годов он исчез. Централизованные концертные организации ему начали отказывать в проведении выступлений и в столице, и на периферии. Его песни перестали звучать на телевидении и радио. В СМИ писали небылицы, будто артист эмигрировал, стал наркоманом и даже умер. Певец был уверен, что это происходило по заказу, а необоснованные отказы воспринимал как глумление над собой.

В это время к власти на эстраде пришли новые продюсеры, у которых был свой взгляд на ведение шоу-бизнеса. На сцену вышли их любимчики, а Беликов оказался «неформатным» исполнителем. В артистических московских кругах ему настойчиво внушали, что он «сбитый лётчик», его время ушло. Об этом исполнитель с сожалением говорит так: «»Неформат» – не потому, что песня не годится, а потому, что разложен новый пасьянс и тебе в этом пасьянсе места нет».

Выступлений было мало, доходы сократились. Но всё же их хватало, чтобы не соглашаться на работу грузчиком. Иногда было так тяжело, что артист хотел навсегда уйти со сцены. И каждый раз, словно по велению судьбы, оберегающей его от необдуманного поступка, в это время ему начинали чаще звонить с приглашениями на концерты. Эти подарки фортуны давали надежду на будущее. Одним из таких проблесков стал новый хит артиста «Ночная гостья», который вышел в 1994 г.

Популярная песня заняла 4 место в хит-параде FM-станции «Радио России» и часто звучала в музыкальных телепередачах «Хит-парад Останкино» и «50х50». В видеоклипе на эту композицию снялась супруга исполнителя Елена – профессиональная танцовщица. Однако в полной мере заявить о себе на телевидении и вернуть прежнюю славу Сергею Беликову так и не удалось. Лишь в конце 1990-х ситуация улучшилась, и певец постепенно возвратился к активной творческой деятельности.

В новом веке оживился интерес публики к музыке 1970-х и 1980-х гг. Артисты той эпохи стали выступать на ностальгических музыкальных мероприятиях. Так, каждый год проходит международный фестиваль «Легенды „Ретро FM“» – крупнейший внеэфирный проект от «Ретро FM», являющийся одним из самых масштабных российских шоу-программ. Фестиваль проводится в Москве (СК «Олимпийский», ДС «Мегаспорт») и Санкт-Петербурге («Ледовый дворец»), собирая сотни тысяч зрителей.

Другой крупный проект – международный музыкальный фестиваль «Дискотека 80-х», организованный FM-станцией «Авторадио». Мероприятия с участием звёзд 1980-х проводятся с 2002 г. в обеих столицах. Их посещают 20 – 30 тысяч зрителей. Кроме этого, Сергей Беликов выпустил сольные диски «Где-то меж правдой и истиной» (2000) и «Может, я останусь» (2005). Сейчас он не выступает в Москве, но продолжает активно гастролировать по стране, радуя поклонников любимыми песнями.

Дискография

  • 1989 — «Утренний свет»
  • 1990 — «Танцы в темноте»
  • 1992 — «Кончается шампанское»
  • 1994 — «Лучшие песни»
  • 1997 — «Вечерний звонок»
  • 2000 — «Где-то меж правдой и истиной»
  • 2005 — «Может, я останусь»

Футбол

Увлечение футболом помогло певцу стать участником сборной эстрадных артистов «Старко», созданной в 1991 г. Беликов, игравший в юности в спортклубе «Красный Октябрь» и в дублирующем составе команды «Локомотив», стал в звёздной сборной выдающимся нападающим. СМИ назвали бомбардира «Лучшим футболистом среди певцов и лучшим певцом среди футболистов». В 1990-х гг. этот проект был популярен – артисты сыграли матчи в 140 городах России и в 6 европейских странах.

Сергею Григорьевичу не раз доводилось играть со звёздными советскими футболистами. Среди них – полузащитники и мастера спорта Александр Минаев, Юрий Гаврилов и Фёдор Черенков. Метры футбола высоко отзывались о спортивном таланте Беликова и говорили, что он мог бы сделать в этом виде спорта неплохую карьеру. Но в 52 года артист сломал ногу. Спустя 2 года у него произошёл перелом другой ноги. Из-за полученных травм Беликов был вынужден оставить футбол.

Личная жизнь

Много лет артист молчал о своём первом браке. Лишь в 2021 г. в телепередаче Бориса Корчевникова «Судьба человека» певец признался, что был женат дважды. Первую жену Ирину он встретил в 1974 г. в поселковом Доме культуры – там собрались студенты-первокурсники Московского института культуры во время сбора урожая картофеля. То выступление стало судьбоносным в жизни вокалиста, ведь именно в тот вечер он встретил Александра Клевицкого, пригласившего его в Ленком.

Ирина была сокурсницей Сергея, но училась на другом факультете – дирижерско-хоровом. Будучи ещё студентами, влюблённые поженились. У них родился сын Антон. Популярность Беликова росла. Он отлично зарабатывал и обеспечивал семью. Жена спокойно относилась к частым гастролям мужа и возможным соблазнам. Она оставила институт и посвятила себя воспитанию мальчика, домашнему хозяйству и частым поездкам к родственникам в свой родной Воронеж.

Однажды на гастролях в Костроме в 1981 г. Сергей увидел хрупкую красавицу, которая не могла открыть тяжёлую металлическую дверь. Он помог девушке. А спустя несколько часов они вновь встретились на концерте. Оказалось, она является артисткой известного хореографического ансамбля «Берёзка». Увидев своего недавнего помощника на сцене в составе необычайно популярной группы «Самоцветы», Елена была изумлена. Между вокалистом и танцовщицей вспыхнула любовь.

Ради возлюбленной певец оставил жену. Однако он не планировал прекращать общение с сыном, к которому очень привязался. Но Ирина решила иначе. Она забрала Антона и уехала в Воронеж, заявив: «Ребёнка ты больше не увидишь». После развода Сергей много лет посылал им деньги, обеспечивая бывшую жену и мальчика. Но повидать наследника не мог. Лишь спустя годы, когда подросту было 15 лет, отец и сын встретились. Но они уже были друг другу чужими людьми.

Сердце артиста было занято новой семьёй. Он был женат на Елене и растил её дочь Наталью (р. 1975) от первого брака. В 1985 г. в их союзе на свет появился сын, которого артист назвал в честь своего отца Григорием. Всесоюзная слава Беликова заставляла его супругу ревновать. Навязчивые поклонницы преследовали певца, звонили ему домой, рассказывая жене о мнимых похождениях Сергея. Елена верила. И требовались усилия, чтобы объяснить ей, что это лишь провокации.

Елена стала для вокалиста не просто женой, а близким другом. Она поддерживала его в трудный период, когда в 1990-е годы ему перекрыли путь на большую сцену. Они вместе преодолели самые тяжёлые времена. Но в 2011 г, когда, казалось бы, к Сергею Григорьевичу вернулся успех и чёрная полоса осталась в прошлом, артист вдруг почувствовал психологическую усталость. Он стал раздражительным, нервным. У него диагностировали классическую депрессию.

В тот период у певца даже появлялись мысли о том, чтобы уснуть и не проснуться. В этом тягостном психоэмоциональном состоянии он собрал вещи и, оставив всё имущество жене, ушёл жить на съёмную квартиру. Спустя 30 лет брака. Елена тяжело переживала неожиданный разрыв, который произошёл не из-за другой женщины, не из-за проблем в семье. Позже врачи установили, что у Беликова случился серьёзный гормональный сбой, который и стал причиной его депрессивного состояния.

Супруги оформили развод. Но это не стало конечной точкой в их отношениях. Хотя и сближение происходило не сразу. Они то сходились, то расходились, то вновь начинали жить вместе. В конце концов, появление на свет внука и забота о нём сплотили Сергея Григорьевича и его жену, с которой они прожили несколько десятков лет, пройдя вместе испытания и славой, и забвением, и богатством, и лишениями. Не вступая повторно в официальный брак, они снова обрели совместный быт.

Их дети давно выросли. Падчерица Наталья познакомилась на Кипре с британским подданным греческого происхождения и вышла за него замуж. С 1996 г. она живёт в Лондоне, имеет дочь по имени Джордан (р. 1997). Сын Григорий стал музыкантом, пишет песни, занимается электронной музыкой, аранжировками и продюсированием. Также он гастролирует с отцом в качестве вокалиста и клавишника, выступая с небольшим концертным блоком. В браке с женой Юлией воспитывает сына Тимофея.

Интересные факты

  • Певческий голос Беликова – тенор.
  • Музыкант поёт исключительно вживую и осуждающе относится к выступлениям под фонограмму.
  • В настоящее время основная аудитория исполнителя – люди в возрасте 50+.
  • Певец ведёт здоровый образ жизни, занимается спортивной ходьбой и плаванием. Любит играть с внуком.
  • Сергей Григорьевич болеет за московский футбольный клуб «Спартак».
  • Летом 2016 г. во время выступления в Суздале под артистом провалилась уличная сцена. На глазах у сына и зрителей музыкант провалился вниз на мостовую, после чего на него сверху упали детали конструкции сцены. Певец потерял сознание, но быстро очнулся. Травмы оказались несерьёзными. Превозмогая боль от ушибов, он вновь вышел к зрителям и провёл часовую концертную программу до конца.

 

Оцените биографию:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Автор:
Комментарии
  • Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.
Добавить комментарий

Persons.Life