Возраст: 80 лет
Дата рождения: 17.06.1944
Место рождения: Москва
Гражданство: Россия
Род деятельности: Певица, композитор, автор песен, писательница, гитаристка
Семейное положение: Замужем
Рост: 160 см
Вес: 50 кг
Знак зодиака: Близнецы
Личный сайт: http://zhanna-bichevskaya.ru/
Социальные сети:
Жанна Бичевская – народная артистка РСФСР. В 1970 – 1980-х гг. она сыскала мировую славу уникальным авторским исполнением русских народных песен, сочетавшим стиль бардовской песни с элементами кантри и фолка, который она именует русским кантри-фолком. В её музыкальной копилке более 30 музыкальных сборников и несколько сотен гражданских и религиозных композиций, песен-притч, баллад, романсов и музыкальных работ на стихи авторов Серебряного века.
Бичевская Жанна Владимировна появилась на свет 17 июня 1944 г. в столице Советского Союза. Её отец Владимир Константинович Бичевский был выходцем из польского дворянства, являлся инженером-электриком и трудился в специальном техническом подразделении КГБ – МВД СССР. Мать – балерина Лидия Гавриловна – принадлежала к польскому дворянскому роду Кошелевых, который появился в Российской империи в 17 веке. Женщина рано умерла – малышке было тогда лишь 5 лет.
Девочку воспитала мачеха – Елена Ильинична Бичевская, работавшая бухгалтером. Она заслужила от Жанны самого высокого звания – падчерица называла её второй мамой. Размышляя о том, кем она хочет быть, будущая певица представляла себя балериной. Но однажды она сильно обожгла ногу кипятком, и полученная травма поставила крест на мечте. Желание стать хирургом отпало, когда Жанна поняла, что боится вида крови. Фантазии о работе клоунессой тоже не воплотились в жизнь.
В ученические годы девочка посещала музыкальную школу, осваивая игру на гитаре. В 17 лет девушке впервые подарили её собственный музыкальный инструмент. Школьница любила исполнять под гитару романсы, баллады, студенческие, туристические и лирические песни. Окончив общеобразовательную школу, Жанна в 1961 г. стала учиться в Государственном училище циркового и эстрадного искусства. В 1971 г. она получила диплом об образовании.
Здесь студентка совершенствовала владение гитарой и осваивала искусство вокала под руководством выдающихся педагогов Елены Яковлевны Петкер и народной артистки РСФСР Ирмы Петровны Яунзем. Во время учёбы девушка занялась собиранием русского фольклора. Одновременно она работала в музыкальной вечерней школе города Загорска (с 1991 г. – Сергиев Посад), обучая игре на гитаре. Затем пела в джазовом оркестре заслуженного артиста Белорусской ССР Эдди Рознера.
На заре творческой карьеры в Новый год 1969 – 1970 гг. Бичевская познакомилась с поэтом и бардом Булатом Окуджавой. Позже она не раз исполняла песни на его стихи, и именно его считает своим крёстным отцом на эстраде. Жанна часто бывала на творческих вечерах дома у Окуджавы. Однажды она услышала в его исполнении композиции «Матушка», «Летят утки» и пр. Это повлияло на её репертуар: артистка стала исполнять фольклор в стиле бардовских песен с элементами фолка и кантри.
Окончив учебное заведение в 1971 г., девушка стала петь в вокально-инструментальном ансамбле «Добры молодцы». В 1973 г. исполнительница по приглашению перешла на работу в старейшую культурную организацию столицы – в Москонцерт. Неординарное, душевное исполнение песен, пронизанных истинно русским духом, привлекало к ней всё больше поклонников. В 1973 г. певица стала призёром Всероссийского конкурса эстрадных артистов.
В 1974 г. вышла её дебютная пластинка «Жанна Бичевская, собирательница и исполнительница русских народных песен [Донская баллада]». Спустя 2 года артистка издала второй музыкальный альбом «По диким степям Забайкалья». Затем последовали сборник песен Булата Окуджавы в исполнении Жанны Бичевской (1984), виниловая пластинка «Старые русские народные деревенские и городские песни и баллады» (1988) и другие.
Трепетное исполнение народного фольклора принесло ей славу в СССР и за границей. С гастролями артистка посетила 60 стран: Югославию, Венгрию, Финляндию, Румынию, Чехословакию и др. Миллионы копий песенных сборников Бичевской продавались более чем в 40 государствах. Иностранные СМИ писали о ней: «Новая Джоан Баэз, по оценкам музыкальных критиков», «Звезда международной эстрады», «Певица, которая покоряет публику в любой стране, где бы она ни выступала».
Любимой страной Жанны Бичевской стала Польша – в ней артистка побывала несколько раз. Излюбленной сценой певицы был французский концертный зал «Олимпия», находящийся на знаменитом бульваре Капуцинок, – старейший из действующих в нынешнее время концертных залов Парижа и один из наиболее популярных во всём мире. Здесь эстрадная исполнительница 8 раз проводила концертные программы, собирая целый зал зрителей.
В сольном репертуаре артистки были песни «Виновата ли я», «Миленький ты мой», «У церкви стояла карета». Поэт, певец и актёр Владимир Высоцкий (1938 – 1980) подарил Бичевской свою композицию «Купола». Но он порекомендовал не брать в работу другие его произведения, чтобы творчество опального барда не принесло ей проблем. Когда Владимир Семёнович покинул этот мир, Бичевская посвятила ему композицию «О Володе Высоцком».
В Познани (Польша) в 1980 г. Жанна Владимировна одержала победу на Международном конкурсе эстрадных артистов и получила титул «Мисс творческая индивидуальность». В 1983 г. ей присудили Премию Ленинского комсомола за популяризацию народных песен в молодёжной среде и выдающееся мастерство исполнителя. В 1988 г. Министерство культуры оценило творчество Бичевской – ей присвоили почётное звание народной артистки РСФСР.
В 1989 г. на фестивале в Сан-Ремо (Италия) певице за её вклад в мировое искусство вручили Премию Тенко – одну из важнейших музыкальных наград Италии, которой присвоено имя Луиджи Тенко – итальянского автора-исполнителя (1938 – 1967), покончившего жизнь самоубийством после неудачного выступления на фестивале в Сан-Ремо. Там же на смотре авторских песен ей вручили приз «Золотая гитара». До этого его получала лишь одна женщина-гитаристка – Джоан Баэз (США).
В 1989 г. артистка стала выступать в сотрудничестве со своим супругом – певцом, композитором и поэтом Геннадием Робертовичем Пономарёвым. Их первым совместным сборником песен стала пластинка «Баттерфляй» (1990). Бичевская не стремилась угодить широкой публике, а занималась творчеством, близким её душе. Она признаётся, что каждая её композиция долго вынашивается, тщательно продумывается и содержит частицу сердца исполнительницы.
В начале 1990-х гг. после распада СССР в репертуаре Жанны Владимировны появились белогвардейские мотивы. Артистка выпустила такие музыкальные сборники, как «Господа офицеры» (1994), «Любо, братцы, любо…» (1997), «Русская Голгофа» (1998), «Царь Николай» (1999). В середине 1990-х творчество певицы обретает духовно-религиозную направленность. В 1997 г. по благословению автора артистка выпускает альбом «Жанна Бичевская поёт песни иеромонаха Романа».
В том же 1997 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил Бичевскую на издание дисков с религиозными композициями. В 1998 г. выходят сборники песен, написанных её мужем Геннадием Пономарёвым: «Осень музыканта», «Имени Твоему, Господи. Духовные песнопения». Кроме этого, Жанна Владимировна выступает с композициями, созданными Андреем Макаревичем, Александром Вертинским и др. Так, в 1999 г. издан диск «Жанна Бичевская поёт песни Булата Окуджавы».
Несмотря на активное пополнение репертуара новыми работами, 1990-е годы принесли артистке серьёзные трудности с выступлениями. Проблемы начались, когда в 1992 г. в одной телепрограмме Жанна Владимировна сделала скандальное заявление о том, что её творчество – это истинный русский народный фольклор, а композиции народной артистки СССР Людмилы Зыкиной – это «коммунистический фольклор, официоз, не имеющий художественной и исторической основы».
Этим артистка настроила против себя окружение Людмилы Георгиевны и, в первую очередь, Иосифа Кобзона. У неё испортились отношения с Министерством культуры, появились препятствия для выступлений на телевидении и столичных концертных площадках. Тем не менее, Жанна Владимировна продолжала экспериментировать в творчестве. С 1999 по 2008 гг. на международной FM-станции «Голос России» она вела авторскую радиопередачу на духовные темы «От сердца к сердцу».
Новое тысячелетие принесло певице диски «Верую» (2000), «Мы – русские» (песни Геннадия Пономарёва, 2001), «Чёрный ворон» (2002), «Боже, храни своих» (2003), «Белая ночь» (песни иеромонаха Романа, 2005), «Я расскажу тебе… Романсы» (2007), «Засуха» (2010), «От прощанья до прощанья» (2014) и др. К 2021 г. у артистки уже свыше 30 сольных сборников, основой которых являются темы патриотизма, православия и традиционных ценностей.
В 2014 г. Бичевская поддержала присоединение Крыма к территории России и планировала выступить в Севастополе с сольным концертом. Однако местное руководство отказалось от его проведения, сославшись на нестабильную обстановку в регионе. В 2018 г. в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялась её концертная программа, приуроченная к празднику Пасхи. В 2021 г. артистка появилась в телепередаче Тимура Кизякова «Когда все дома».
В молодости певица долго была одинока и посвящала свою жизнь творчеству. Лишь в середине 1980-х, имея за спиной уже 40 прожитых лет, она встретила суженого. Им стал поэт, композитор и музыкант Геннадий Пономарёв (р. 1957), который на 12,5 лет её младше. В тот момент он уже 10 лет пел в тульском церковном хоре. Накануне их венчания Бичевская приняла крещение. Кстати, позже оказалось, что это было её второе крещение – женщина не знала, что её крестили ещё во младенчестве.
Муж стал для певицы настоящей второй половинкой, разделив с ней не только бытовую семейную жизнь, но и творческую карьеру. Он сочиняет для исполнительницы песни, делает аранжировки, аккомпанирует на её сольных концертах и сопровождает жену в гастрольных поездках. Супруги вместе уже более 30 лет, но детей у них нет. Пара живёт в своей московской квартире и продолжает творческую деятельность в столице России.
С детства очень люблю Жанну Бичевскую жаль что не вижу её по телевизору