31
Дата публикации: 26.05.2021

Фатюшин Александр Константинович

Фатюшин Александр Константинович

Возраст на момент смерти: 52 года

Дата рождения: 29.03.1951

Место рождения: г. Рязань, СССР

Дата cмерти: 06.04.2003

Место смерти: Москва

Гражданство: СССР, Россия

Род деятельности: Актёр театра, кино и дубляжа

Семейное положение: В разводе

Рост: 175 см

Знак зодиака: Овен

Последнее обновление: 26 мая 2021 года

Александр Фатюшин: биография, интересные факты

Александр Константинович Фатюшин – актёр театра, кино и дубляжа, заслуженный артист СССР (1984) – появился на свет в Рязани 29 марта 1951 г. в простой рабочей семье. Его отец, прошедший Великую Отечественную войну и получивший ранения на фронте, в мирное время работал шофёром. Мать трудилась на фабрике. А дедушка будущего артиста в свои молодые годы был гусаром. В семье вместе с Александром росли его старшие брат и сестра.

Родители с детьми впятером жили в комнате коммунальной квартиры в центре Рязани. Это не мешало им держать хозяйство. Прямо во дворе дома у них был небольшой огородик, на котором выращивали овощи и зелень, а в сарайчике они держали поросёнка. Александр рос добрым и весёлым мальчиком, активно занимался боксом, баскетболом, хоккеем. Особенно он увлекался футболом и играл в юношеской команде рязанского футбольного клуба «Алмаз».

Кроме спорта ребёнка влекла к себе сцена. Он с самого детства мечтал быть артистом и всем говорил об этом. Когда его старший брат Виталий стал посещать драматический кружок во Дворце культуры профсоюзов, мальчик последовал за ним. Скоро брат потерял интерес к лицедейству, а вот для Александра игра на сцене стала делом всей его жизни. Родные не воспринимали его увлечение всерьёз, но и не препятствовали театральным занятиям. Их радовало то, что ребёнок не бездельничает.

Образование и театр

В 1968 г. юноша окончил школу и решил поступать на актёрский курс. Родные были не в восторге от этой идеи. Его сестра даже заявила, что с такой не актёрской фамилией его не примут ни в один театральный вуз. Но Александр был твёрд в своём решении и сказал: «Спорим, через 10 лет эту фамилию все будут знать!». Слова оказались пророческими, и в этом споре молодой человек одержал победу. Однако сперва начало сбываться предсказание сестры…

Абитуриент подал документы в несколько столичных вузов, но не попал ни в один из них. Чтобы заработать на жизнь, он устроился таксидермистом – занимался изготовлением чучел из шкур животных. В следующем 1969 г. юноша вновь решил испытать судьбу и поступить в театральный институт. На этот раз удача улыбнулась ему – его зачислили в ГИТИС на экспериментальный курс Андрея Александровича Гончарова. Его сокурсниками были Александр Соловьев и Игорь Костолевский.

Уже в 1-й год обучения Фатюшин дебютировал в спектакле «Мария» по пьесе Афанасия Салынского. В 1973 г. юноша окончил вуз и вместе с Костолевским и Соловьёвым вступил в труппу Московского академического театра имени В. Маяковского. Здесь артист представал в постановках «Наполеон», «Жизнь Клима Самгина», «Молва», «Не о соловьях», «Бег», «Энергичные люди» и др. А постановку «Дети Ванюшина», где у него главная роль, театралы даже окрестили «Дети Фатюшина».

Кинокарьера

Кинодебют артиста состоялся в 1974 г., когда зрители увидели лирическую комедию Алексея Коренева «Три дня в Москве». В нём молодой актёр исполнил небольшую роль командированного в гостинице. В том же году зрители увидели мелодраму Андрея Смирнова «Осень». В этой киноленте Фатюшин предстал в образе Эдуарда – деревенского шофёра и семьянина, у которого остановились главные герои. Партнёршей Александра была актриса Наталья Гундарева, сыгравшая его киножену.

В фильме влюблённые герои с неудавшейся личной жизнью пытающиеся вновь обрести счастье. Лента подверглась жёсткой критике. Сцены адюльтера, обнажённые тела под простынёй современному зрителю кажутся скромными, но советское кинематографическое руководство сочло их недопустимо развратными. Режиссёру «помогли сменить профессию». Лишь спустя 5 лет Смирнов выпустил очередной фильм, после чего ему пришлось оставить режиссёрскую деятельность почти на 30 лет.

К счастью, «репрессии» не коснулись актёров. В 1976 г. вышел фильм «Весенний призыв». В нём артист убедительно сыграл главную роль замкомвзвода сержанта Карпенко. Ещё недавно новобранец, он теперь получил власть над прибывшими бритыми и безусыми юнцами. Сержант управляет внешним видом солдат, их дневным и ночным расписанием и даже судьбами. Но этот провинциальный парень встречает сопротивление в лице московского интеллигента и постигает нравственные уроки.

Фатюшин блестяще перевоплотился в этого неоднозначного героя, следующего негласному закону дедовщины, но оказывающегося способным понять другого, не похожего на него человека. Эта актёрская работа в 1977 г. принесла Александру премию Всесоюзного кинофестиваля в Риге за лучшую мужскую роль и серебряную медаль имени А. Довженко. Так актёр сдержал своё слово и выиграл спор с сестрой – его имя действительно прославилось меньше, чем через 10 лет после того момента.

В фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977) у Фатюшина могла быть большая и интересная роль. Кстати, эта лирическая комедия создана по сценарию Рязанова, который назывался «Сослуживцы». Фильм снимался под рабочим наименованием «Сказка о руководящей золушке», но худсовет забраковал его. Изначально в сценарии одним из основных героев был муж Верочки – секретарши директора Людмилы Прокофьевны. На эту роль был утверждён Александр.

Его герой, также работая в статистическом учреждении, должен был выяснять отношения с женой о том, рожать ли им ребёнка. Конфликт подогревался тем, что молодой человек был мотоциклистом-фанатиком, который обожал жену и мотороллер, но мотороллер всё же любил больше. Но, увы, этот колоритный персонаж так и не попал в финальную версию киноленты. Было отснято уже много материала, как вдруг произошло несчастье. В театре во время спектакля актёр серьёзно повредил глаз.

Режиссёр ждал, когда пострадавший вернётся из больницы на съёмки. Но выздоровление затягивалось. Брать нового артиста было поздно, а создавать неполный образ не хотелось. Тогда Рязанов приехал к Александру в больницу и сообщил, что ждать больше нельзя. Актёр предложил вырезать его героя из ленты. В результате муж Веры появляется лишь в сцене беседы по телефону, но голос в трубке принадлежит иному артисту. Фатюшин появляется только в нескольких эпизодах в массовке.

В 1979 г. вышла знаменитая оскароносная мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» о судьбах трёх провинциальных девушек, которые приехали покорять столицу. В этой кинокартине Фатюшин перевоплотился в хоккеиста Сергея Гурина. За него выходит замуж Людмила, мечтающая «выиграть лотерею» в замужестве с выдающимся человеком. Но восходящая звезда и любимец публики не выдерживает славы. Во второй части фильма мы видим его спившимся и разведённым.

На кинопробах режиссёр просматривал артистов парами. Дуэт Фатюшина и Ирины Муравьёвой ему так понравился, что актёры были почти сразу утверждены. Когда фильм был готов, цензурные органы не пропустили ряд сцен в конечную версию фильма. Так, Гурин на даче сообщает, что завязал с алкоголем и переходит на тренерскую работу. Но по задумке он доложен был появиться в фильме ещё раз в компании опустившегося алкоголика – в тот момент, когда подруги поют на крыльце.

Рубашка торчит из брюк, галстук свёрнут набок – в таком виде он препирается с бывшей женой из-за трёх рублей. А его дружок возмущается: «Ты как с ним разговариваешь? Это же Гурин, я на его матчах вырос как личность!» Но этот яркий момент, говорящий о том, что герой не смог вернуться к нормальной жизни, не вошёл в финальную версию. Госкино заявило, что участник всесоюзной сборной не может так напиваться. Зато у зрителей остаётся надежда на то, что у Гурина всё наладится.

Фатюшин создал собирательный образ спортсмена, опираясь на хоккеистов, которых он знал немало. Он дружил с пятёркой Ларионова – первыми игроками сборной СССР по хоккею с шайбой 1980-х годов – Владимиром Крутовым, Игорем Ларионовым, Сергеем Макаровым, Вячеславом Фетисовым, Алексеем Касатоновым. После премьеры многие хвалили артиста за созданный им образ: «Сань, попал в точку». В 1988 г. он был в группе поддержки советской сборной на Олимпийских играх в Канаде.

В 1980 г. картину «Москва слезам не верит» посмотрели около 90 миллионов зрителей, что поставило её на 2 место в списке самых кассовых советских фильмов. Кинолента получила множество наград, в том числе премию «Оскар», которую невыездному режиссёру Меньшову смогли лично вручить лишь в 1988 г. Но главной наградой для артистов и режиссёра стала всенародная любовь и признание миллионов зрителей, для которых этот фильм до сих пор является одним из самых популярных.

1980-е годы принесли актёру 25 интересных киноролей. В фильме-катастрофе «34-й скорый» (1981) он сыграл пассажира-безбилетника Александра Муханова, которого с двумя другими «зайцами» проводница Серафима взяла к себе в вагон. Когда незаконных пассажиров ссадили с поезда, Муханов, влюбившийся в проводницу, насильно вытащил её с собой. Поезд ушёл, а из-за стакана спирта и непогашенного окурка, оставленных в купе, в вагоне начался пожар, охвативший весь состав.

Кинолента основана на реальных событиях: в 1977 г. на маршруте Москва – Ленинград предположительно из-за халатности нетрезвой проводницы загорелся вагон. Огонь унёс жизни 17 человек, включая троих курсантов Ленинградского высшего пожарно-технического училища МВД СССР, которые в этом вагоне возвращались из отпуска и погибли, помогая эвакуировать других пассажиров. Молодые герои были посмертно награждены медалями «За отвагу на пожаре».

Съёмки чуть не обернулись катастрофой. Лев Дуров (клоун Михаил), Олег Голубицкий (начальник поезда) и ещё один артист едва не погибли. Вагон был покрашен, но краска не успела высохнуть и вспыхнула. Огонь вмиг охватил вагон и оба тамбура, перекрыв выходы. У Голубицкого задымилась фуражка. Крепкие стёкла разбить не удавалось. Артисты думали, что им конец. Но тут Дуров ногами выбил стекло, и они выбрались из вагона, от которого через несколько секунд ничего не осталось.

А в 1980 г. Фатюшин едва не погиб на съёмках ленты об эпохе Петра I «Россия молодая». В сцене повешения его героя капитана Крыкова артист надел на шею петлю, спрыгнул со ступени, а надрезанная верёвка должна была оборваться. Но не оборвалась. Актёр стал задыхаться. К счастью, узел завязали неправильно, и он просунул руку под верёвкой, пока товарищи не подоспели на помощь. С тех пор 12 мая он отмечал свой второй день рождения. В напоминание об этом случае остался шрам на шее.

Артист часто представал в военных образах. Он исполнил роли десантника Круглова в боевике «Одиночное плавание» (1985); бывшего сыщика Валентина Силова, вступившего в борьбу с мафией в ленте «Кодекс молчания» (1993), и много других ярких героев. Особенно плодотворными были 1980-е годы. В начале 1990-х Александр продолжал активно сниматься, сыграв в кинокартинах «Волкодав» (1991), «Кровь за кровь» (1991), «Петербургские тайны» (1994), «Роковые яйца» (1995).

Но «лихие девяностые» внесли перемены в кино и всю жизнь страны. Это выбило артиста из колеи. Он был опытным актёром, но в новой реальности на первое место вышло не умение профессионально играть, а способность продавать и покупать. Александр был дезориентирован. Хороших ролей не было, а играть в рекламе он не хотел. 4 года актёр не появлялся в кино, и лишь в 1999 г. зрители увидели фильм «Любить по-русски-3: Губернатор». Здесь Фатюшин сыграл работника ФСБ Павлёнка.

Артист вновь вернулся к съёмкам. Появились ленты «Механическая сюита» (2001), «Русские амазонки» (2002) и др. Последней киноролью актёра стал образ закройщика в комедии «А поутру они проснулись» (2003). За свою жизнь артист сыграл более 60 разноплановых киноролей, но для многих он остался лишь знаменитым хоккеистом Гуриным из фильма «Москва слезам не верит». Сам Александр об этом не переживал, ведь за эту роль он получил самое главное – любовь миллионов зрителей.

Фильмография

  • 1974 — «Осень»
  • 1974 — «Три дня в Москве»
  • 1977 — «Служебный роман»
  • 1978 — «Лекарство против страха»
  • 1979 — «Москва слезам не верит»
  • 1980 — «Дамы приглашают кавалеров»
  • 1981 — «34-й скорый»
  • 1981–1982 — «Россия молодая»
  • 1985 — «Одиночное плавание»
  • 1991 — «Волкодав»
  • 1995 — «Роковые яйца»
  • 1999 — «Любить по-русски 3: Губернатор»
  • 2002 — «Механическая сюита»
  • 2003 — «А поутру они проснулись»
  • 2004–2014 — «Кодекс чести»

Личная жизнь

Знаменитый актёр долго был холостым. В 1980-х годах он влюбился в актрису Ирину Калиновскую (р. 1946), которая была замужем за режиссёром и педагогом Леонидом Калиновским (1931 – 1992). Ради возлюбленной Александр совершал милые глупости. Например, он мог проводить её на поезд и примчаться на самолёте в тот же город, куда она направлялась. В момент, когда она выходила из едва прибывшего поезда, он встречал её с букетом цветов. Но Ирина не оставила мужа ради поклонника.

В театре имени В. Маяковского вместе с Фатюшиным играла актриса Елена Мольченко (р. 1963), которая на 12 лет моложе его. Она влюбилась в артиста почти сразу, как его увидела, но открыто не проявляла своей симпатии. А Александр и вовсе не замечал её. Но однажды в 1986 г. они вдвоём шли к метро и впервые разговорились. 35-летний мужчина беседовал с 23-летней девушкой о жизни Маяковского, своей библиотеке. Их общение продолжилось и на следующий день.

Через 3 дня они приехали в больницу к его родственнику, и Фатюшин представил Елену своей невестой. В тот же день они купили обручальные кольца и вскоре устроили пышную свадьбу. Это стало неожиданностью для их коллег, ведь в театре всегда знали о том, у кого с кем роман, а об отношениях Елены и Александра никто не слышал. Актриса взяла фамилию мужа и по паспорту стала Фатюшиной. Но для зрителей она осталась Мольченко, используя свою девичью фамилию в качестве псевдонима.

Супруги прожили вместе 17 лет, но детей у них не было. Врачи утверждали, что они оба здоровы, однако наследники так и не появились. Богатства в семье не было, но даже в тяжёлые времена Александр ухитрялся делать жене дорогие подарки. Он был человеком эмоциональным и бурно на всё реагировал: хорошее у него вызывало фонтанирующую радость, плохое – тяжёлые переживания. Трудно было предугадать его настроение. Но муж и жена подходили друг другу, вместе им было комфортно.

Как признаётся Елена Мольченко, её супруг был человеком не своего настроения, а той атмосферы, которая его окружала. Для него было важно то, в каком расположении духа находятся другие люди. Если ближнему скучно, Фатюшин старался его развеселить, если у него проблема, то помочь, если потеря, то утешить, если творится безобразие, то поставить бунтовщиков на место. Александр всегда был готов прийти на помощь нуждающемуся.

Несмотря на жизнерадостность, Фатюшин с 33 лет любил вести беседы о смерти. Он сочинял стихи, и многие его строки пронизаны этой темой. Артист был не злопамятным, но ранимым. Обидевших его людей Александр исключил из своей жизни. Актёру была присуща сентиментальность. Смотря трогательные фильмы, он мог всплакнуть, хотя и старался скрыть от жены скупые мужские слёзы. Но больше он предпочитал смотреть боевики, с удовольствием пересматривал фильмы со своим участием.

Но самой большой страстью артиста, которую он пронёс с детства до последних минут своей жизни, был футбол. Он играл в составе актёрской футбольной сборной Москвы, был болельщиком московского клуба «Спартак», дружил со многими выдающимися, знаменитыми спортсменами. Среди близких друзей Фатюшина были известные советские футболисты: защитник Олег Романцев, нападающий Георгий Ярцев, вратарь Ринат Дасаев.

На первой свадьбе спортсмена Дасаева артист присутствовал в качестве свидетеля. Однако незадолго до бракосочетания именно на эту дату был перенесён спектакль с участием Фатюшина. Он не мог подвести друга и взял больничный, чтобы пропустить выступление в театре. Но недоброжелатели подкинули режиссёру Гончарову англоязычную газету о свадьбе советского футболиста со списком знаменитых гостей, в числе которых был указан Александр. Это вызвало жуткий скандал.

Смерть и память

В 2003 г. Фатюшин, отметивший свой 52-й день рождения, испытывал проблемы со здоровьем – у него было воспаление лёгких. 6 апреля 2003 г. состоялся футбольный матч ЦСКА – «Спартак». Со счётом 3:2 любимая команда артиста проиграла. Актёр, чьё состояние было ослаблено болезнью, очень расстроился, и через несколько минут после окончания игры ему стало плохо. Но вызванная бригада скорой помощи не успела его спасти.

К моменту прибытия медработников заслуженный артист уже покинул этот мир. Причиной смерти стал инфаркт. Александр Фатюшин похоронен 9 апреля 2003 г. в Москве на Востряковском кладбище на Аллее памяти выдающихся спортсменов и тренеров. После его смерти Леонид Филатов создал документальный фильм об актёре в рамках его телепередачи «Чтобы помнили». Это был один из последних выпусков программы, так как и сам Леонид Алексеевич пережил артиста лишь на полгода.

В 2011 г. вышел документальный фильм «Роковая роль Александра Фатюшина». Так назвали его работу в мелодраме «Москва слезам не верит», которая отчасти стала пророческой для артиста: он испытал и звёздную славу, и забвение, и проблемы с алкоголем (впрочем, его жена утверждает, что слухи о его тяге к спиртному преувеличены). В ленте представлены интервью с близкими людьми и коллегами актёра: супругой, Ириной Муравьевой, Игорем Костолевским, Владимиром Меньшовым.

Интересные факты

  • В 4 года Александр чуть не погиб. Мальчик во время игры выскочил на дорогу, по которой мчалась машина. Рядом находилась его соседка Антонина Семёновна. Увидев, что малышу грозит опасность, отважная женщина бросилась на дорогу и выхватила ребёнка из-под колёс автомобиля.
  • Когда поклонники узнавали артиста на улице, он весьма смущался. Кстати, у него часто брали автографы не как у актёра, а как у хоккеиста Гурина, и этот факт ему льстил.
  • Актёр по опыту знал, что далеко идущие планы часто рушатся, и любил повторять: «Никогда не заглядывай в завтра». Планируя будущее, он опирался лишь на то, что есть в сегодняшнем дне, и на то, что зависело от него самого.
  • Александр любил творчество Сергея Есенина и часто цитировал его стихи.
  • Артиста называли талисманом «Спартака». Когда он присутствовал на матче, команда всегда выигрывала. Поэтому, когда была возможность, он старался посетить игру любимого клуба.
  • После присуждения «Оскара» ленте «Москва слезам не верит» Фатюшин был в Нью-Йорке на гастролях. Драматург Майкл Кристофер – автор сценария «Иствикских ведьм» – пригласил артистов к себе и долго извинялся, что принимает их с «скромном» доме с бассейном, пальмами и балюстрадами. Он полагал, что у оскароносного актёра дом должен быть действительно шикарен. И был шокирован тем, что Александр живёт в однокомнатной квартире. Сценарист восклицал: «Но вы же „Оскар“!»
Оцените биографию:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Автор:
Комментарии
  • Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.
Добавить комментарий

Persons.Life