634
Дата публикации: 22.07.2021

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст

Место рождения: г. Антиохия, Римская империя

Место смерти: Команы Понтийские, Токат, Турция

Род деятельности: Христианский святой, богослов, архиепископ Константинопольский, один из трёх Вселенских святителей и учителей

Последнее обновление: 21 октября 2021 года

Иоанн Златоуст: биография, интересные факты

Святитель Иоанн Златоуст – архиепископ Константинопольский, получивший своё прозвище за мудрое красноречие, почитается в лике святых в православной, католической, англиканской, лютеранской ветвях христианской церкви. Он является создателем авторитетного толкования священных писаний, автором чина литургии византийского обряда (литургия Иоанна Златоуста) и одним из трёх Вселенских святителей и учителей вместе с Григорием Богословом и Василием Великим.

Ранние годы

Иоанн Златоуст (Златоустый) появился на свет около 347 г. в колыбели раннего христианства – келесирийском городе Антио́хия (ныне г. Антакья, Турция). Его родителями были христиане Секунд и Анфуса, принадлежавшие к благородному сословию и имевшие большое состояние. Отец был высоким военачальником, но рано покинул этот мир, оставив малолетнее дитя на руках 20-летней матери. Овдовев в столь юном возрасте, благочестивая Анфуса не пожелала более выходить замуж.

Она посвятила свою жизнь воспитанию сына и дала ему первые уроки о христианских истинах, прививая нравственность и благочестие. С детства мальчик изучал священное писание и получил отличное светское образование. Юный Иоанн учился в риторической школе Либания в Антиохии – одной из крупнейших школ ранневизантийского востока в IV в. Софист Либаний – крупнейший позднеантичный ритор – считал юношу своим лучшим учеником. Также учителем Иоанна был философ Андрагафий.

В 18 лет юноша отправился в Афины, чтобы лучше овладеть искусством красноречия и философской мысли. Здесь талантливый ученик усердно осваивал науки, изучал греческие книги и вскоре превзошёл сверстников и даже некоторых наставников. Но его успехи, мудрость и ораторское мастерство вызывали восхищение не у всех людей – многие ему завидовали. Одним из его недоброжелателей стал философ Анфимий, своим злословием наставлявший окружающих против юноши из Антиохии.

Согласно житию святого, однажды завистник в споре с Иоанном посмел хулить Бога. Вдруг в этот миг у него начался приступ эпилепсии. Анфимий упал на землю и мучился, содрогаясь всем телом, а из его рта текла пена. Видевшие это ужаснулись. Одни поспешили скрыться, пока Божья кара не постигла их. Другие стали молить Иоанна помиловать и исцелить философа, на которого «напал нечистый дух». Но благочестивый юноша отвечал, что, лишь уверовав во Христа, он может излечиться.

Мучимый внезапным и непреодолимым припадком, Анфимий вскричал: «Исповедаю, что ни на небе, ни на земле нет другого Бога, кроме Того, Которого исповедует Иоанн». В этот момент произошло чудо: приступ прекратился. Очевидцы сего необыкновенного события были изумлены. Видя собственными глазами необъяснимое, многие из них уверовали в величие христианского Бога. После этого сам Анфимий и свидетели свершившегося чуда приняли святое крещение.

Иночество

Весть о мгновенном наказании и исцелении после покаяния донесли до самого епископа, который увидел в юноше достойного преемника. Он хотел оставить Иоанна в Афинах и рукоположить в священный сан, чтобы после смерти престарелого первосвященника он принял архиерейскую кафедру. Но юноше были чужды почести – он хотел смиренно служить Богу. Его друг Василий из Каппадокии, с которым они вместе выросли и учились в Антиохии, стал иноком и советовал Иоанну поступить так же.

Иоанн твёрдо решил стать монахом. Услышав об этом, его мать умоляла не лишать её возможности видеть своё родное чадо, так похожее на её покойного мужа. Она просила не повергать её «во вторичное вдовство» и не покидать свою родительницу и мирскую жизнь, пока Господь не призовёт её к себе. Иоанн не посмел противиться материнской воле. Но, оставшись в миру, он стал носить убогие одежды и вести жизнь отшельника, неустанно молясь и читая священное писание.

Вскоре Епископ Антиохийский Мелетий, ныне прославленный в лике святых, крестил Иоанна (в описываемую эпоху было принято креститься лишь в сознательном возрасте). Своё служение в церкви молодой человек начал чтецом, посвятив этому делу 3 года. Похоронив скончавшуюся мать, которая бережно сохранила состояние своего супруга, он раздал всё своё наследство нуждающимся, даровал свободу рабам, принадлежащим его семье, и поселился в монастыре, приняв иноческий сан.

Находясь в монастырском уединении, он посвящал жизнь духовным подвигам, неленостно заботился о спасении своей души и наставлял других стремиться к небесному, подчиняя плоть духу. В этот период он написал свои труды «О священстве», «Послание к падшему монаху Феодору», в котором он призывал отступника от монашеской жизни вернуться на иноческий путь (позже Феодор стал епископом Мопсуетским). Иоанн исцелял больных, призывая их уверовать в Бога и покаяться в грехах.

Согласно житию святого, одного человека он излечил от проказы, другому – вправил выпавший глаз, тогда как ни один из лекарей не был способен помочь несчастному. Третий по молитве Иоанна исцелился от слепоты, которой страдал с детства. Монах исцелил и кровоточивую женщину, призвав её изменить свой злой нрав; не проявлять жестокость к рабам, ведь она создана из того же праха, что и они; и вести душеспасительную жизнь, молясь, подавая милостыню и соблюдая посты.

Дивясь чудесам, братия говорила о том, что в этом монахе живёт Дух Святой. Слава об Иоанне разносилась по окрестностям. Когда поблизости объявился свирепый лев, убивавший скот и людей и не дававший охотникам поймать себя, местные жители обратились за помощью к монаху. Он дал им деревянный крест и велел установить его в то место, откуда выходил царь зверей. После установки креста люди заметили, что хищник перестал свирепствовать. Бездыханное тело зверя нашли у креста.

Через 4 года монастырской жизни Иоанн втайне ото всех удалился в пустыню. 2 года он в безмолвии жил в пещере вдали от людей. Лишь дикие звери окружали его. В это время он сочинил труды «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Но, страдая от холода, отшельник заболел и больше не мог самостоятельно заботиться о себе. Поэтому ему пришлось вернуться в Антиохию.

Священное служение

Святейший архиепископ Антиохийский Мелетий, обрадованный возвращению благочестивого монаха, с почестями принял его и в 381 г. рукоположил в сан диакона (низшая степень священства). В это время Иоанн создаёт душеспасительные сочинения «Книга о девстве», «О провидении», «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников», «К молодой вдове». После кончины Мелетия монах возвратился в свою прежнюю обитель к великой радости братии монастыря.

В 386 г. новый епископ Антиохийский Флавиан рукоположил Иоанна в сан пресвитера (священника). Теперь черноризец ещё ревностней стал заботиться о спасении душ паствы. Дважды в неделю, а порою и ежедневно он красноречиво проповедовал в церкви, в которую стекалось огромное количество прихожан. Люди считали великой потерей пропустить его душевные речи. Согласно житию, однажды сам епископ, служивший в соборном храме, велел святому прочитать проповедь вместо себя.

Иоанн удивлял людей, говоря устно, в то время как другие наставляли по книгам и тетрадям. Скорописцы фиксировали его речи на хартиях. Их читали на площадях и за трапезой. Многие из них дошли до наших дней. В их числе толкования книг Ветхого завета, Евангелий от Иоанна и Матфея, книги «Деяния святых апостолов», послания апостола Павла; труды «Беседы на праздники», «Похвалы святым», «Слова огласительные», «Рассуждение против иудеев и язычников», «Против аномеев».

Согласно житию, при вести о том, что Иоанн будет проповедовать, все – от важных городских начальников до простых ремесленников – спешили услышать «сладкоглаголивого оратора». Его называли «Божиими и Христовыми устами», «медоточивым». Особенно пастве понравился эпитет «Златоустый». Но не все люди в силу своей безграмотности могли понять смысл его речей. Поняв это, он стал украшать проповеди не изысканным красноречием, а простыми, понятными нравоучениями.

Иоанн заботился о бедных, обеспечивал пищей вдов, заключённых, больных и странников. Его речи с церковного амвона были особенно утешительными в 387 г. Тогда из-за повышения налогов народ поднял восстание, в ходе которого были подожжены дома богачей, осквернены портреты правителя Восточной Римской империи Феодосия I и сброшена статуя его возлюбленной покойной жены – «всехвальной Флациллы», известной своими благочестием и благотворительностью.

Разгневанный император хотел уничтожить антиохийцев, но по ходатайству епископа Флавиана, помиловал их. Пока ходатай находился в столице, раскаявшихся жителей объял ужас в ожидании расплаты. В то время Златоуст ежедневно выходил на амвон, речами поддерживая в людях мужество и надежду на милость Феодосия. Он обличал пороки горожан, которые своими грехами навлекли беду на Антиохию, и призывал исправиться. В день Пасхи люди узнали благую весть: они помилованы.

Иоанн Златоуст – архиепископ Константинопольский

Иоанн исцелял больных людей, призывал их отречься от пороков и уверовать во Христа. А завистники и еретики срамили Златоуста, называя его чародеем. Но однажды, согласно житию святого, в Антиохии произошло землетрясение, во время которого под руинами разрушенного стихией храма, где собирались еретики, погибли многие из них. Среди христиан жертв не было. Это событие заставило выживших еретиков и язычников признать всемогущество Бога, которому служил Иоанн.

Люди, вдохновлённые проповедями Златоуста, присоединялись к церкви и разносили славу о его великом красноречии по дальним землям. Молва о мудром ораторе дошла и до императора. После смерти архиепископа Константинопольского Нектария в 397 г. Флавий Аркадий – правитель Восточной Римской империи, сын императорской четы Феодосия I и Флациллы – вызвал Иоанна в столицу. По решению созванного собора Златоуста избрали архиепископом Константинополя.

Но архиепископ Александрийский Феофил выступал против кандидатуры Златоуста – он жаждал сам контролировать Константинопольскую церковь и видеть здесь на престоле подвластного себе священника Исидора. Но Феофила, высказывавшегося против Иоанна, устрашили судом в связи с многочисленными жалобами на его преступления. Поэтому он был вынужден согласиться на рукоположение Иоанна. 26 февраля 398 г. красноречивый монах взошёл на престол архиепископа.

Иоанн провёл реформы в Церкви Константинополя: за аморальную жизнь лишил сана некоторых клириков, сократил расходы на содержание своей резиденции, упразднил официальные епископские обеды. Сэкономленные деньги направил на возведение и содержание приютов для бедняков, больниц и гостиниц для странников. Златоуст составил чин литургии, ввёл антифонное пение (попеременное звучание двух хоров) во время всенощного бдения; сочинил молитвы чина елеосвящения.

Архиепископ Константинопольский утверждал христианскую веру. Чтобы проповедовать слово Божие по свету, он отправлял миссионеров в Персию, Финикию, Понтийскую область, Малую Азию, Фракию и другие земли. В столице Иоанн боролся за единство веры и изгонял еретиков ариан, утверждавших рукотворность Бога-Сына и неединосущность Его с Богом-Отцом. Но они в воскресные дни входили в город и, перемещаясь по нему, исполняли песни, хулящие Пресвятую Троицу.

Тогда архиепископ велел клирикам создать серебряные кресты на древках и торжественно носить их по городу с иконами и свечами под песнопения во славу Троицы, отвлекая народ от молений ариан на площадях. Это были одни из первых крестных ходов. Однажды обозлённые еретики напали на шествие священнослужителей и устроили побоище. Несколько человек с обеих сторон погибли. Узнав о том, что среди жертв был царский евнух, разгневанный император запретил арианам вход в город.

Тогда в Константинополе жил варвар – воевода Гайна. Видными боевыми заслугами он сыскал благоволение слабохарактерного правителя и имел влияние на него. Исповедуя еретическое учение Ария, он просил императора дать ему и соратникам храм. Не ведая, как поступить, чтобы не вызвать у свирепого военачальника ярость, Флавий Аркадий обратился к архиепископу. Златоуст пристыдил Гайну, указав на богатые дары, которыми император его уже и так облагодетельствовал.

Злонравный варвар больше не требовал церковь. Но через год он собрал огромное войско и желал захватить Константинополь. Император не хотел проливать кровь своих подданных и умолил архиепископа смирить дерзкого военачальника кроткими и мудрыми речами. Архиепископ, ранее обидевший воеводу, пошёл к нему, понимая, что может не вернуться живым. Но красноречивый оратор сумел мудро смирить свирепого Гайну и помирить его с Флавием Аркадием.

Превозмогая телесные недуги, архиепископ отправился в Малую Азию и сурово произвёл изменения в среде христианских священнослужителей. Златоуст, имевший более жёсткий, чем ласковый характер, лишил сана и должностей нечестивых епископов, которые продавали рукоположение в священство недостойным на то лицам. Низложил он и тех, кто за деньги покупал себе священный сан. Поставив на их место более достойных клириков, Иоанн Златоуст возвратился в Константинополь.

Согласно житию, владыка, несмотря на своё высокое положение, строго постился, скудно питался, мало спал, не посещал пиры и званые обеды, а посвящал время церковным делам, молитвам и чтению Святого Писания. В этот период он составил толкования посланий апостола Павла к Филиппийцам, Колоссянам, Евреям и Солунянам. Златоуст защищал обиженных, выступал против распущенности нравов и смело высказывал правду. Это порождало злобу у развращённых мирян и клириков.

Конфликт с императрицей Евдоксией

Мудрые речи оратора привлекали к нему много людей из дальних мест. Но своим суровым характером и жёстким управлением правдоруб будил ненависть у подвластных ему клириков. Нечестивцы, разоблачённые в беззакониях и лишённые сана, клеветали на владыку. Среди недоброжелателей была и молодая, красивая, но корыстная императрица Э́лия Евдокси́я, не хранившая верность супругу Флавию Аркадию. Она мнительно принимала на свой счёт то, о чём Иоанн говорил собирательно.

Конфликт накалился, когда жадная красавица пожелала отнять часть богатства у знатного господина Феодорика. Иоанн вступился за него, убедив её не обижать честного вельможу. А самого Феодорика он наставлял стяжать богатства не на земле, а на небе. Послушав его, богач ради Христа отдал бо́льшую часть имущества в церковную странноприимницу для пропитания больных, бедных и странников. Узнав об этом, императрица возмутилась и стала искать повод отомстить Иоанну.

Однажды из Александрии в Константинополь приехала вдова по имени Каллитропа, которую александрийский областеначальник Павликий насильно вынудил отдать ему 500 золотых монет, ради чего она заложила своё имущество. Несчастная пожаловалась императору, но градоначальник, которому поручили дело, симпатизировал Павликию и оправдал его. Вдова пошла к императрице, но та, велев нечестивцу вернуть 100 литр золота, отдала вдове лишь 36 золотых монет из отнятых 500.

За оскорблённую Каллитропу, оставшуюся должной всем соседям, вступился Иоанн Златоуст. Заперев Павликия в храме, он велел ему отдать деньги вдовице. За областеначальника вступилась императрица, которая выслала ему на подмогу двух воинов, но те не смогли освободить подлеца. Тогда нечестивец был вынужден послать домой за золотом, чтобы всё вернуть Каллитропе. Обрадованная, она возвратилась в родной город, чтобы скорей отдать долги.

Также Иоанн приютил вдову, чьего богобоязненного мужа Феогноста оклеветали перед императором, обвинив в оскорблении монаршей семьи. Разгневанный правитель велел схватить вельможу и отнять все богатства, оставив его жене и детям лишь 1 виноградник. Вскоре Феогност, впав от печали в недуг, скончался. Златоуст вступился за его вдову и детей, чтобы им вернули имущество. Но императрица не только не отдала захваченное богатство, но и отняла последний виноградник.

Архиепископ Константинопольский писал Евдоксии, а затем явился к ней во дворец, чтобы убедить её вернуть несчастной вдове виноградник – единственное средство для пропитания её детей. Но строптивая красавица приказала выгнать Златоуста. За это архиепископ велел не пускать злодейку в храм. В праздничный день, когда прихожане во главе с императором собрались на богослужение, прямо перед лицом монаршей супруги захлопнулись двери церкви. Она пришла в ярость.

Конфликт с Феофилом – архиепископом Александрийским

Архиепископ Александрийский Феофил стремился к власти над Константинополем и жаждал сместить Иоанна. Вскоре между ними разгорелся конфликт. Златоуст принял монахов, бежавших из Александрии. Среди них был Исидор (вступившись за оклеветанного пресвитера, он лишился покровительства Александрийского владыки) и братья Долгие (также – Длинные. Названы так за высокий рост), находившиеся прежде в почёте у Феофила, но оставившие его, видя его растраты и беззакония.

В то время бушевал спор между сторонниками и противниками учения Оригена Адаманта. Заняв сторону вторых, Феофил обвинил отрекшихся от него братьев в ереси, предал их анафеме и гонениям. Иоанн приютил их в Константинополе и позволил бывать на богослужениях, но до причастия не допускал до выяснения всех обстоятельств. Феофилу же донесли, будто Златоуст причащал отлучённых от церкви. В ответ на прошение Иоанна об их помиловании Феофил обвинил его самого в оригенизме.

Александрийский архиепископ оклеветал Златоуста перед добродетельным и по простоте своей доверчивым епископом Епифанием Кипрским, известным обличителем ересей. Они на вверенных им территориях созвали соборы, на которых запретили чтение книг Оригена. Этого же они требовали и от Златоуста. Но архиепископ Константинопольский не счёл это нужным и продолжал заниматься своими церковными делами. Он не замечал петлю интриг, затягивающуюся вокруг него всё туже.

Епифаний прибыл в Константинополь и привёз постановление, запрещающее изучать книги «вольнодумца» Оригена, считая их источником всех ересей. Он склонял епископов к подписанию этой бумаги, но не все из них соглашались, так как не видели в этих книгах вреда для душеспасения. Кипрский епископ самовольно служил литургию и рукоположил в диаконы несмотря на то, что закон запрещал совершать службы и таинства в чужой пастве без благословения главы местной Церкви.

Иоанн не разгневался, а пригласил Епифания жить в своём доме. Настроенный клеветой Феофила против Златоуста, киприот отказался, требуя от него осудить книги Оринена и изгнать монахов-еретиков. Но вскоре он узнал от жителей добрые отзывы о деяниях владыки. Когда Евдоксия вызывала кипрского епископа и ласкою, а затем угрозою просила его извергнуть Иоанна из сана, Епифаний отказался. Поняв, что нечестивцы стремятся свергнуть Златоуста, он покинул Константинополь.

Суд и первое изгнание

Узнав о намерениях Феофила лишить Иоанна сана, недоброжелатели среди вельмож и клира стали смелее. В его проведи о жестокости некоторых библейских женщин они усмотрели намёк на императрицу и донесли об этом ей. Разгневанная Евдоксия умоляла императора изгнать Иоанна. Себе в поддержку она вызвала Феофила. Он прибыл в Константинополь на кораблях, полных ценными тканями, индийскими ароматами и прочими богатствами, чтобы с их помощью склонять людей на свою сторону.

Встретившись с бежавшими из Александрии черноризцами, которых незаконно осудил Феофил, императрица призвала их простить александрийского архиепископа и не свидетельствовать против него на суде. Согласившиеся молчать получили богатые дары, противящиеся были изгнаны, а воздержавшиеся бежали в пустыню, опасаясь преследований. Так Феофил, окружённый свитой епископов, был избавлен от тех, кто мог в Константинополе заслуженно обличить его беззакония.

Тем временем, извращая сказанное Златоустом на проведи, его враги донесли императрице, будто архиепископ прилюдно называл её Иезавелью. Данное имя носила деспотичная и кровожадная жена израильского царя Ахава, язычница, чьё имя стало нарицательным для обозначения гордых и властолюбивых богоотступниц. Это стало последней каплей в чаше интриг против Иоанна. Разгневанный император повелел созвать собор, состоявшийся в 403 г. во главе с Феофилом.

Златоуст отказался явиться на неправедный суд, который вершат его враги, а не честные судьи. Вместо себя он оправил двух священников и трёх епископов. Но послам Иоанна не дали сказать ни слова – их подвергли поруганиям. На архиепископа лжесвидетельствовали, обвиняя в чревоугодии, растрате церковных средств и даже в государственной измене. Неявку на суд расценили добровольным признанием в преступлениях. Его лишили сана и церковного престола.

Флавий Аркадий отправил войско, чтобы изгнать Иоанна из храма. Но народ, искренне любящий архипастыря, сплотился вокруг церкви и 3 дня не подпускал воинов. Понимая, что неповиновение повлечёт ещё большее наказание, Иоанн вечером вышел их храма к властям. Когда архиепископа увезли, жители столицы начали волнения, во время которых погибло много людей. Восставшие желали побить Феофила камнями, но он тайно отплыл в Александрию. Пустились в бегство и его сторонники.

На площадях и в храмах люди кричали и роптали на императора и неправедный суд над благочестивым угодником Божиим. Народ подступил к дворцу и молил монарха вернуть Златоуста на церковный престол. В эту ночь произошло сильное землетрясение, которое навело страх на жителей. Больше всего от стихии пострадал дворец императрицы, часть которого была разрушена. Это повергло Евдоксию в ужас. А народ возопил: «Если не будет возвращен Иоанн, то распадётся весь город».

Нечестивица, увидев кару Божию в народном мятеже и разбушевавшейся природе, просила супруга вернуть Златоуста обратно. Вскоре Иоанн был возвращен в Константинополь. Радостные жители встречали архипастыря с зажженными свечами и пением псалмов. Владыка воссел на церковный престол и продолжал услаждать слух паствы красноречивыми и душевными проповедями. Но уже через 2 месяца у него возник очередной разлад с Евдоксией.

Второе изгнание

Рядом с главным храмом Константинополя – Собором Святой Софии – по приказу супруги монарха была построена порфировая колонна, на вершине которой располагалась серебряная статуя Евдоксии. В честь её открытия на несколько дней были устроены торжества и игры. Ликующие возгласы людей слышались в храме и мешали богослужебным песнопениям. Златоуст счёл это кощунством. Желая прекратить ликования, он обратился к градоначальнику, но не нашёл у него поддержки.

Стремясь обличить пляски народа, оскорбляющие храм, архиепископ на проповеди произнёс: «Опять Иродиада беснуется, опять неистовствует, опять пляшет, опять требует у Ирода главы Иоанна Крестителя!». Но недоброжелатели донесли императрице, будто именно её Златоуст именовал Иродиадой. Оскорблённую Евдоксию это привело в ярость. Рыдая, она упросила супруга вновь созвать епископов на собор для суда над архипастырем.

В Константинополь были приглашены те же епископы, которые судили Златоуста ранее. Лишь Феофил, страшась расправы, которой он едва избежал в прошлый раз, не явился. Но он отправил от своего лица троих послов и с ними передал одно из правил Антиохийского собора от 341 г. Оно гласит: если лишённый сана дерзает продолжать служение до созыва следующего собора для своего оправдания, то он навсегда лишается возможности созвать другой собор и восстановить сан.

На основании этого на соборе в 404 г. архиепископ был навсегда извержен из сана. Суд не учитывал то, что он вернулся на церковный престол по велению императора и что правила Антиохийского собора ариан в то время ещё не были признаны Западными церквями. Но других обвинений для изгнания не было. Император по научению нечестивых епископов в день великой Пасхи велел Иоанну выйти из церкви, заявив, что монарх не может войти в один храм с тем, кто дважды осуждён соборами.

Но Златоуст отвечал, что получил Церковь от Бога и может покинуть её лишь принудительно. Тогда властитель послал войско, чтобы выдворить бывшего архипастыря из храма. После этого Иоанн два месяца провёл в патриаршем доме, не выходя из комнаты, пока не было принято решение о его дальнейшей судьбе. В это время несколько раз были совершены покушения на его жизнь, но верный народ, любящий своего владыку и окружавший его дом, не дал злоумышленникам совершить убийство.

Ссылка

В праздник Пятидесятницы (50-й день после Пасхи) вышел приказ правителя о ссылке Златоуста в г. Кукус в провинции Вторая Армения (ныне – г. Гёксун, Турция). Послушав совет сановника, Иоанн удалился из Константинополя тайно, чтобы не возбуждать волнения в народе. По приказу Евдоксии во время пути старца содержали в убогих условиях, морили голодом, оскорбляли, не давали войти в храм и везли на неосёдланном осле с такой скоростью, что за день проходили трёхдневный путь.

Прибыв в Кукус, Златоуст был приветливо встречен местным епископом Аделфием. Отсюда он слал письма епископам Европы, Африки и Азии (их сохранилось более 200), а также друзьям и доброжелателям в Константинополь. Праведный старец продолжал красноречиво проповедовать, утешая страждущих и обращая ко Христу неверующих. Прослышав о мудром учителе, люди стекались к нему изо всех окрестностей. Слава о нём быстро распространилась по округе и дошла до столицы.

Несмотря на то, что зимой 406 г. Иоанн по болезни был прикован к постели, его враги видели опасность в нём. Поэтому пришло распоряжение отправить праведника дальше – в глухое место под названием Пифиунт (ныне г. Пицунда, Абхазия) на берегу Понтийского моря (ныне – Чёрное море). В пути старца, чьё здоровье уже было подорвано, вновь подвергли издевательствам и унижениям. Чтобы он скорее умер, его вели без одежды и в зной, и в дождь, подгоняя осла, на котором сидел Иоанн.

Через несколько дней они остановились в Команах Понтийских. Здесь в церкви мученика Василиска Команского Златоуст, предчувствуя свой скорый конец, совершил божественную литургию, причастился святых Христовых тайн, возлёг и, произнеся: «Слава Богу за всё!» – скончался. Это произошло 14 сентября 407 г. в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Похоронен праведник здесь же рядом с могилой святого Василиска Команского.

Возмездие

Согласно житию святого, после отбытия старца из Константинополя в столице загорелся собор. Пламя перекинулось на здание, в котором состоялся суд над Златоустом, и уничтожило его. В пожаре погибло много старинных зданий, но люди не пострадали. Власти решили, что храм подожгли сторонники Иоанна. Многие были схвачены и подвергнуты пыткам, от которых выжили не все. Но виновных не нашли. Народ верил: пожар стал возмездием Божиим за нечестивый суд над праведником.

Императрица Евдоксия, при участии которой Златоуста лишили сана весной 404 г., недолго радовалась победе. В октябре того же года она скончалась при родах в страшных муках. Неожиданную смерть 27-летней красавицы, до этого уже подарившей супругу пятерых детей, народ воспринял божественной карой за мучения, доставленные ею праведнику. Возмездие настигло и Флавия Аркадия, который умер в мае 408 г. в возрасте 31 года – всего через 7,5 месяцев после кончины Иоанна.

Прославление в лике святых

В 438 г. по инициативе Прокла – архиепископа Константинопольского, ученика святителя, ныне прославленного в лике святых, – мощи Златоуста перенесли в Константинополь. По преданию, при перенесении народ хором возгласил: «Прими престол свой, отче!». Тут уста Иоанна, нетленно покоившегося в гробу, произнесли: «Мир всем!». В 1568 г. Златоуста вместе со святыми Василием Великим, Афанасием Великим и Григорием Богословом причислили к Великим учителям Церкви.

В 1204 г. в период Четвёртого крестового похода мощи святого доставили в Рим. Спустя 8 столетий в 2004 г. в Ватикане были оставлены лишь небольшие частицы мощей Иоанна Златоуста, а бо́льшая их часть вернулась в лоно Константинопольской православной церкви и хранится в соборе Святого Георгия в столице Турции – Стамбуле (ранее – Константинополь). Другие части мощей архиепископа находятся в монастырях Метеоры, в нескольких монастырях на горе Афон и в Венеции.

В мире есть несколько реликвий, которые претендуют именоваться головой святого Иоанна Златоуста. Одна из них находится в монастыре «Ватопед» на Афоне, вторая хранится в Москве в Храме Христа Спасителя. Также на место кончины и первого погребения святого претендует село Команы Абхазские в Сухумском районе, где в мужском Монастыре святителя Иоанна Златоустого есть каменная гробница Златоуста. Но документального подтверждения её подлинности нет.

Оцените биографию:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Автор:
Комментарии
  • Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.
Добавить комментарий

Persons.Life