33
Дата публикации: 23.07.2021

Тарасов Виктор Павлович

Тарасов Виктор Павлович

Возраст на момент смерти: 71 год

Дата рождения: 29.12.1934

Место рождения: Барнаул

Дата cмерти: 09.02.2006

Место смерти: г. Смолевичи, Минская область, Республика Беларусь

Гражданство: Россия

Род деятельности: Актёр театра, кино и дубляжа

Семейное положение: Женат

Знак зодиака: Козерог

Последнее обновление: 27 июля 2021 года

Виктор Тарасов: биография, интересные факты

Виктор Павлович Тарасов – талантливый актёр театра, кино и дубляжа, более 40 лет выступавший на сцене Белорусского государственного театра им. Янки Купалы и подаривший своей Родине более 60 работ в кинематографе. Народный артист Белорусской ССР и народный артист СССР перевоплощался в людей разных сословий и возрастов, представал в образах классических и современных ему героев, с удивительной точностью передавая характеры персонажей разных эпох.

Детство и образование

Виктор Павлович Тарасов появился на свет 29 декабря 1934 г. в городе Барнауле (Алтайский край). Его отец был военным инженером, а мать – преподавательницей музыки. Именно от неё будущий актёр унаследовал обаяние, мягкость и доброту характера. В 1948 г. его отца направили на восстановление разрушенной столицы Белорусской ССР, и вся семья последовала за ним. Пока родители работали, воспитанием мальчика, в основном, занимались бабушки и дедушки.

Виктор дружил с дворовыми хулиганами и за своё поведение не был принят в пионеры, ни в комсомольцы. Однажды малолетние жулики, известные в округе как Сторожевская шпана, попали в милицию за кражу. Тарасов был самым младшим из них, и приятели не сдали его. Этот случай заставил юношу пересмотреть свою жизнь и исправиться, чтобы избежать того пути, по которому пошли его старшие дружки. А вскоре произошёл случай, который навсегда изменил жизнь простого мальчишки.

Однажды на улице к нему подошёл незнакомый человек и предложил принять участие в массовке на съёмках фильма. Это событие предопределило всю его дальнейшую жизнь. Почувствовав в себе интерес к лицедейству, Виктор решил стать актёром. Окончив в 1953 г. Минскую среднюю школу № 26, он поступил в Белорусский государственный театрально-художественный институт. В 1957 г. он окончил вуз, будучи одним из самых талантливых студентов.

Театр

В том же 1957 г. юный артист вступил в труппу старейшего театра республики – Белорусского государственного театра им. Янки Купалы. Эта сцена стала для него вторым домом. На ней он играл до 1999 г. – до своего 65-летия. За долгие 42 года он сыграл здесь в десятках спектаклей: «Ревизор», «Чайка», «На дне», «Люди и дьяволы», «Воскресение», «Чудак», «Русские люди» и др. В 1966 г. за работу в телеспектакле «Люди на болоте» он получил Госпремию Белорусской ССР им. Я. Купалы.

Уже в молодом возрасте он был удостоен звания заслуженного артиста Белорусской ССР. В 1967 г. 33-летний актёр стал народным артистом Белоруссии. В 1980 г. в театре ставили спектакль «Погорельцы» по пьесе драматурга Андрея Макаёнка о работнике ЦК партии, который, уйдя на заслуженный отдых, становится никем. В советские времена это была смелая постановка, которую несколько раз не принимало Министерство культуры.

Но всё изменилось, когда её посмотрел Пётр Машеров – в то время первый секретарь ЦК компартии Белоруссии. После окончания спектакля в гробовой тишине зала раздались одинокие аплодисменты партийного лидера, вслед за которым зал утонул в овациях. Машеров встал, и все зрители – чиновники с жёнами – поднялись со своих мест, восторгаясь спектаклем. В этот момент первый секретарь сказал драматургу о Тарасове: «Хороший актёр». На это Макаёнок ответил: «Народный актёр!».

Вскоре Машеров подписал распоряжение на присвоение актёру звания народного артиста СССР. Однако в том же 1980 г. первый секретарь ЦК белорусской компартии скончался. Лишь в 1982 г. звание нашло адресата – 48-летний лицедей стал народным артистом Советского Союза. Но, несмотря на любовь зрителей столь высокого уровня, сам Тарасов сомневался в правильности выбора своей профессии, считая её не мужской. Когда-то он мечтал стать капитаном корабля или лётчиком.

Виктору Тарасову были чужды тщеславие и чувство соперничества. Играя совершенно разных героев, он органично вживался в каждый образ, хорошо чувствуя характеры персонажей. Но он соглашался не на все предложенные роли. Актёр на интуитивном уровне определял, какого героя он сможет воплотить на экране или сцене, а какой ему не по плечу. Он следовал неглаcному девизу: «Хочу – умею – сделаю». Но выдающийся талант мастера перевоплощений омрачался пагубной привычкой.

Долгое время пристрастие к алкоголю не влияло на его работу в театре и кино. Но всё же болезнь взяла над ним верх. Он боролся. Бросал, кодировался, но снова увлекался спиртным. Иногда мог даже сорвать спектакль. Лицедей получал выговоры, не раз был под угрозой увольнения. Но за яркий талант и любовь зрителей, которые приходили смотреть спектакли ради своего кумира, ему многое прощалось. Ходила шутка, что не все трезвые актёры могут сыграть так, как пьяный Тарасов.

Кинокарьера

Артист дебютировал в кинематографе в 1957 г., сыграв милиционера в комедии Сергея Сплошнова «Наши соседи». Однако эта роль была настолько мала, что его имя даже не указано в финальных титрах. Первой крупной киноработой актёра стал образ Аксена Каля в двухсерийной историко-революционной драме Владимира Корша-Саблина «Первые испытания» (1960 – 1961). Её сюжет разворачивается в период русской революции 1905 – 1907 гг.

В 1965 г. вышел детектив «Авария». В нём Тарасов сыграл районного прокурора Чижова, который по ложному доносу обвиняет нетрезвого водителя грузовика в совершении аварии с «Москвичом», унёсшей жизнь второго водителя. Вскоре и Чижова ложно обвиняют в связи с его беременной падчерицей Галиной. Подозревают, что пропавшая девушка покончила с собой. К счастью, адвокат находит её у настоящего отца будущего младенца, который уже стал её мужем. Чижов и водитель оправданы.

Последовали новые ленты с участием Тарасова. В фильме «Мы с Вулканом» (1969) о мальчике, который спас щенка от хулиганов и воспитал его пограничной собакой, артист сыграл учителя-фронтовика. В историко-революционной киноленте «Крушение империи» (1970) он предстал в образе самодержца Николая II. В фильме «Вашингтонский корреспондент» (1972) актёр перевоплотился в сотрудника советского посольства, а в картине «Быть человеком» (1973) – в депутата райсовета.

В 1974 г. зрители увидели военный фильм «Пламя», основанный на реальных событиях, произошедших в 1944 г. в Белоруссии при наступлении Прибалтийского и 1-го Белорусского фронтов. В ленте показан подвиг партизан, против которых немецкое командование направляет 6 дивизий, охранные батальоны и полки СС. Советские бойцы вступают в неравную схватку с противником, который превосходит их по численности и боевой технике. Здесь Тарасов сыграл одну из основных ролей.

1970 – 1980-е годы принесли актёру более 40 киноработ. Драма «Воскресная ночь» (1976), военный фильм «Время выбрало нас» (1976, 1978), киноленты «Звон уходящего лета» (1979), «Возьму твою боль» (1980), «Паруса моего детства» (1981), «Личные счёты» (1982), «Последняя инспекция» (1985) и многие другие. Император, генерал, председатель колхоза, спортсмен, врач, подпольщик, полицай, профессор – талантливому актёру были подвластны разные роли.

В 1983 г. вышел детектив «Водитель автобуса» (1983), сыскавший у зрителей народную славу. В нём Тарасов сыграл главную роль водителя междугородного автобуса Семёна Михайловича и – в воспоминаниях – его деда Кирилла Александрова, который был старостой при немцах, помогал партизаном и героически погиб в схватке с карательным отрядом. Везя пассажиров по маршруту Минск – Брест, водитель вспоминает военное детство: вражеские налёты, колонны беженцев, гибель матери.

Отвезя в больницу пассажира-профессора, у которого открылась прободная язва, Семён Михайлович узнаёт во враче бывшую медсестру партизанского отряда, которой когда-то спас жизнь, убив фашиста. Позже на автобус нападают бандиты, оглушают водителя и отбирают у одного из пассажиров, ехавшего с севера, чемодан с заработанными 38 тысячами рублей. Но вместе с молодым лейтенантом (Дмитрий Харатьян), едва окончившим училище, мужчина обезвреживает преступников.

На съёмках Тарасов сам водил автобус – профессиональный водитель лишь страховал рядом. За участие в фильме артисту был выдан гонорар, равный половине стоимости престижного в то время автомобиля «Жигули». Но самое главное – он получил всесоюзную любовь зрителей: актёр стал своим для всех шофёров страны. Он так убедительно вжился в обе роли, что даже его дочь каждый раз плакала при просмотре сцены, где убивают деда главного героя Кирилла Александрова.

В 1984 г. состоялась премьера драмы «Затишье» по мотивам одноимённой повести И. С. Тургенева. Здесь артист сыграл помещика Ипатова. Кинокартину не оценили в СССР, зато её купили другие страны. В фильме «Вызов» (1986) Тарасов исполнил одну из главных ролей, представ в образе тренера по фехтованию. А в 1988 г. в комедии «Мудромер» об изобретателе прибора для измерения интеллекта он представил пародийный образ министра согласований.

В тяжёлые 1990-е годы съёмок было мало – лишь 8 киноработ за целое десятилетие. Среди них роль прокажённого в историческом фильме «Мать Урагана» (1990), образ режиссёра в мелодраме «Хэппи энд» (1991), перевоплощение в восточного учёного в трагикомедии «Здешние» (1993) и др. Тарасов сыграл главную роль в фильме «Чёрный аист» (1993). В нём показана жизнь людей в глухой деревне, которые, несмотря на последствия Чернобыльской аварии, продолжают жить и надеяться.

Помимо работы в кино и театре артист занимался дубляжем. В комедии «Спеши строить дом» (1970) он озвучил Николая Егоровича, роль которого исполнил актёр Александр Январёв. Голосом Тарасова говорят герои мультфильмов «Куда пропала луна?» (1982), «Песнь о зубре» (1982), «Непоседа» (1983) и др. Актёр читает закадровый текст в историко-приключенческих фильмах «Государственная граница. За порогом победы» (1987) и «Государственная граница. Солёный ветер» (1988).

Фильмография

  • 1965 — «Авария»
  • 1968 — «Софья Перовская»
  • 1969 — «Тройная проверка»
  • 1971 — «Вся королевская рать»
  • 1974 — «Пламя»
  • 1979 — «Время выбрало нас»
  • 1980 — «Возьму твою боль»
  • 1980 — «Государственная граница: Мы наш, мы новый...»
  • 1980–1989 — «Государственная граница»
  • 1981 — «Затишье»
  • 1982 — «Иван»
  • 1983 — «Водитель автобуса»
  • 1984 — «Победа»
  • 1988 — «Наш бронепоезд»
  • 1988 — «Мудромер»

Личная жизнь

Первой женой Виктора Тарасова являлась актриса Татьяна Назарьевна Алексеева (1922 – 1996), которая была на 12 лет старше супруга. Вместе с ней они играли в Белорусском драматическом театре имени Я. Купалы. В 1964 г. в их труппу вступила юная выпускница Белорусского театрально-художественного института Нина Ивановна Пискарёва (р. 1943). Девушке был неполный 21 год. Знаменитому, обаятельному актёру, любимцу публики и кумиру женщин было 29 лет. И он ей не понравился.

Артиста боготворили зрительницы, в него влюблялись партнёрши. Он же вёл себя с женщинами так, что каждая была уверена, будто она единственная в его жизни. А едва окончившая вуз Пискарёва его не выносила. Первой работой артистки в театре стал спектакль «Мой бедный Марат», в который её утвердили с Виктором Тарасовым и Геннадием Гарбуком. Когда главный режиссёр Борис Эрин сказал, что у неё будут замечательные партнёры, амбициозная актриса заявила: «Тоже мне партнеры».

Их отношения сложились не сразу. Особенно неприятна ей была сцена поцелуя с Виктором. Однажды режиссёр даже не выдержал и крикнул: «Тарасов, ты что, не можешь с девчонкой справиться?». Этот день стал поворотным в их жизни. Они вышли с репетиции на улицу. Нина, не имевшая зимней обуви, прыгала в туфельках с кочки на кочку, чтобы обойти слякоть и лужи от таявшего снега. Тогда Виктор поднял её на руки и пронёс через весь сквер. В этот миг сердце девушки начало оттаивать.

Артист тогда был женат, Нина – замужем. Но она влюбилась. Хоть и не признавала этого. Когда в первый раз – не на сцене, а по-настоящему – он её поцеловал, она сказала: «Я себе этого никогда не прощу!». Но обаятельный артист буквально гипнотизировал девушку. И тогда она призналась мужу, что влюблена в другого. Их связь была мучительной и длилась 12 лет. В то время общество следило за нравственностью граждан, поэтому Тарасова даже вызывали в Министерство культуры.

Несколько раз молодые люди пытались расстаться насовсем. Актриса собиралась уйти из минского театра и подавала заявление об уходе. Но их неизменно тянуло друг к другу. Порой влюблённые могли целый год избегать отношений, но вновь неистово бросались в объятия друг друга. В конце концов, Виктор расстался с женой, а Нина развелась с мужем. Они вступили в совместный брак, и вскоре в их семейном союзе родилась дочь Екатерина.

У них не было квартиры. Артистка уговорила Тарасова написать письмо его покровителю Петру Машерову. Но ответа не последовало. Прошло несколько лет, и вдруг раздался звонок из ЦК Коммунистической партии Белоруссии. Оказалось, первый секретарь сразу распорядился о выдаче квартиры своему любимому актёру, но документы были утеряны. Однако уже через месяц после их обнаружения семья актёров переехала в шикарную 4-комнатную квартиру в профессорском доме.

Позже они продали эту недвижимость и приобрели дом в деревне вблизи белорусского города Смолевичи. Артист хотел жить именно в этих местах: недалеко отсюда расположена съёмочная площадка киностудии «Беларусьфильм», на которой он сыграл десятки ролей. Эта местность стала для него родной. Здесь Тарасов, окончив свою актёрскую деятельность, провёл последние годы жизни в окружении близких людей, красивой природы, собаки и кота.

Смерть и место захоронения

Пережив 2 инсульта, Виктор Тарасов почти лишился дара речи и еле передвигался. 9 февраля 2006 г. он скончался в возрасте 71 года в городе Смолевичи (Минская область, Беларусь). Артист похоронен на престижном Восточном (Московском) кладбище – в самом известном месте захоронения в Минске, где покоятся белорусские государственные деятели, герои войны и труда, литераторы, выдающиеся учёные, видные спортсмены, известные актёры, музыканты и композиторы.

Над могилой талантливого лицедея Виктора Павловича, любимца публики, оставившего после себя более 60 ролей в кино, возвышается красивый памятник со скульптурным портретом знаменитого актёра, украшенный бронзовыми декоративными элементами в виде киноплёнки и откинутых кулис. На надгробии, находящемся в окружении других могил и вековых сосен, объёмная надпись гласит: «Народный артист СССР. ВИКТОР ТАРАСОВ. 1934 – 2006».

Награды и звания

  • 1966 — Государственная премия Белорусской ССР им. Я. Купалы — За участие в телеспектакле «Люди на болоте» по И. Мележу
  • 1967 — Народный артист Белорусской ССР
  • 1982 — Народный артист СССР
Оцените биографию:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Автор:
Комментарии
  • Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.
Добавить комментарий

Persons.Life