1 397
Дата публикации: 05.10.2021

Толкунова Валентина Васильевна

Толкунова Валентина Васильевна

Возраст на момент смерти: 63 года

Дата рождения: 12.07.1946

Место рождения: г. Армавир, Краснодарский край

Дата cмерти: 22.03.2010

Место смерти: Москва

Гражданство: Россия

Род деятельности: Певица, композитор

Семейное положение: Замужем

Рост: 163 см

Знак зодиака: Рак

Последнее обновление: 21 октября 2021 года

Валентина Толкунова: биография, интересные факты

Валентина Толкунова – обладательница редкого тембра голоса, соответствовавшего тембру флейты. За 44 года творческой карьеры певица, запомнившаяся зрителям изящной, скромной красавицей, исполнила более 800 лирических, любовных, семейных, гражданских, военно-патриотических, духовных композиций, а также песенок для детей. Её тёплые, согревающие душу песни, близкие и понятные слушателям разных поколей, остаются популярными на протяжении десятилетий.

Детство

Валентина Васильевна появилась на свет 12 июля 1946 г. в городе Армавире (Краснодарский край) в семье Василия Андреевича и Евгении Николаевны Толкуновых. Её отец был военным железнодорожником, мать тоже трудилась на железнодорожной станции. Самый ранний период своей жизни девочка провела в станице Белореченской – туда её отца направили после Великой отечественной войны на восстановление населённого пункта.

Будущей артистке было меньше двух лет, когда семья переселилась в Москву. Сначала приходилось ютиться в бараке. Позже родители получили жилплощадь в доме для железнодорожников около станции Ховрино, где и прошло детство Валентины. В столице в 1949 г. родился младший брат исполнительницы Сергей Толкунов, который в будущем стал поэтом и певцом, заслуженным артистом России, много лет работавшим вместе с сестрой на концертах.

Мама и бабушка Валентины прекрасно пели. Они любили народные песни, а на грампластинках включали композиции Леонида Утёсова, Лидии Руслановой, Клавдии Шульженко, которые девочка напевала с ранних лет. В 10-летнем возрасте её по конкурсу приняли в хор Центрального Дома детей железнодорожников, руководителем которого был дирижёр и хормейстер Семён Осипович Дунаевский, позже получивший звание «Народный артист РСФСР» (1969).

Её первым преподавателем музыки стала педагог-хормейстер Татьяна Николаевна Овчинникова. Занятия посещали композиторы Дмитрий Кабалевский, Владислав Соколов, Юрий Чичков. Солисты хора выступали с кантатами, русскими народными песнями, записывали композиции с известными эстрадно-симфоническими оркестрами под управлением дирижёров Альгиса Жюра́йтиса и Юрия Силантьева. Хор выступал в Колонном зале Дома союзов, в Кремлёвском Дворце съездов.

Образование и начало творческого пути

Преподаватели особо выделяли успехи Валентины и ставили её в пример остальным ребятам. Когда пришло время выбирать профессию, девушка не сомневалась в том, что ей необходимо связать свою жизнь с миром музыки и творчества. Окончив школу в 1964 г., она под влиянием Овчинниковой решила стать дирижером-хоровиком, поэтому поступила на дирижёрско-хоровое отделение Московского государственного института культуры.

В 1966 г. композитор и дирижёр Юрий Сау́льский (1928 – 2003) первым в СССР создал вокально-инструментальный оркестр (ВИО-66) при «Союзконцерте». 20-летняя студентка была принята в этот коллектив на партии первого сопрано и стала выступать в составе вокальной группы из 8 человек. Окунувшись в атмосферу джаза, девушка открыла для себя мир эстрадной музыки. Руководитель помог ей вырасти в настоящего музыканта и, несмотря на разницу в 18 лет, в 1966 г. стал её мужем.

Оркестр исполнил 2 песни в фильме «На два часа раньше» (1967), участвовал в советских джаз-фестивалях, гастролировал по стране. Совмещать творческую деятельность и занятия в вузе было непросто, поэтому Валентина перешла на заочное обучение в Музыкальное училище им. Гнесиных. В 1971 г. она получила диплом. Позже в 1976 г. девушка окончила Московский государственный институт культуры по той же специальности «дирижёр-хоровик».

В 1970 г. руководитель покинул оркестр, оставив дирижирование и сосредоточившись на композиторской деятельности. В 1971 г. ВИО-66 распался. В этом же году был расторгнут и брак Толкуновой с Саульским из-за любовного увлечения мужа. Оставшись без семьи и без работы, 25-летняя девушка впервые почувствовала выбитую почву из-под ног. Ей пришлось пережить сложный период раздумий и сомнений. Валентина пыталась создать женский квартет, но он оказался не востребован.

Она появилась в эпизоде комедии «Лето рядового Дедова» (1971), сыграв певицу колхозной агитбригады; участвовала в драме «Дом в пять стен» (1971), исполнила композицию «Вино из одуванчиков» для одноимённой драмы по произведению Рэя Брэдбери. В тот год началось её сотрудничество с композитором Ильёй Катаевым. В сериале «День за днём» (1971) девушка исполнила его фуги, вокализы и песни «Ты прости меня, дерево», «Я ночью шла по улице», «Песня о России».

В этой же мелодраме впервые прозвучала композиция Катаева и Анчарова «Стою на полустаночке» в исполнении Нины Сазоновой. С её разрешения Толкунова выступила с данной песней на авторском концерте Катаева – это было её первое сольное выступление перед широкой публикой. Позже с данной композицией она приняла участие в телеконкурсе «Артлото», заняв в нём 1 место. В исполнении Толкуновой она получила более ускоренный и задорный темп, став первым хитом артистки.

Популярность

Работа над 17-серийной кинолентой «День за днём» для Толкуновой была экспериментальной, ведь она перешла от современного джаза к песням в народном стиле. Но девушка вдруг почувствовала, что именно к ним тянется её душа. Впрочем, интерес к джазу артистка пронесла через всю жизнь, часто посещая концерты и конкурсы, специализирующиеся на этой музыке. Однако её собственные выступления обрели напевный, народный характер, родной и близкий для советских слушателей.

В 1972 г. в Колонном зале Дома Союзов на творческом вечере поэта Льва Ошанина по его приглашению Валентина исполнила песню «Ах, Наташа» композитора Владимира Шаинского. Вместе с 26-летней Толкуновой здесь пели Клавдия Шульженко, Людмила Зыкина, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская и другие прославленные исполнители. Этот концерт дал начало её звёздной славе, а Льва Ошанина артистка считала своим «крёстным отцом» на эстраде.

Началась работа певицы со многими композиторами. Среди них – Павел Аедоницкий, предложивший ей песню «Серебряные свадьбы» на стихи Екатерины Шевелёвой. Теплота и глубина композиции оказалась так близка сердцу артистки, что она считала её своим творческим рождением, началом пути к современной русской душевной песне. А ведь композиция предназначалась для ВИА «Орэра». Но волей судьбы музыканты не смогли прибыть на выступление, и композитор отдал её Валентине.

В 1973 г. с этой и другой музыкальной работой под названием «Одинокая гармонь» певица стала лауреатом «Песни года». С этого времени она ежегодно участвовала в фестивале. С 1973 по 2005 гг. в нём прозвучало 57 её композиций. 33 раза солистка становилась лауреатом с песнями «Поговори со мною, мама» (1974), «Где ты раньше был» (1977), «Носики-курносики» (1978), «Если б не было войны…» (1981), «Я не могу иначе» (1982), «Серёжа» (1988), «Отцы, не оставляйте сыновей» (1998) и др.

Творчество артистки благосклонно принималось властями и не подвергалось гонениям. Лишь однажды её песню вырезали из финального телеэфира «Песни года – 1975». Дело в том, что композиция «Не судите меня» о любви зрелой женщины к молодому, но чужому парню содержала строку о голых коленях. Эти слова показались руководству телеканала неприличными и не соответствующими сценическому образу исполнительницы, которая всегда выступала в длинных юбках и платьях.

В 1975 г. певица начала сотрудничать с пианистом, композитором и концертмейстером Давидом Ашкенази. За 18 лет совместной работы было поставлено много замечательных романсов, среди которых – «Сероглазый король» (слова Анны Ахматовой, музыка Александра Вертинского), а также «Единственный в вазе», «Парни сорок первого». В 1975 г. солистку с другими артистами направили в Канаду для поддержки морального духа советских спортсменов на Олимпийских играх в Монреале.

В 1979 г. впервые состоялась её сольная музыкальная программа, открывшая череду её собственных концертов. Обычно они делились на 2 части: русские народные песни и современные лирические эстрадные композиции. В том же году певица стала заслуженной артисткой РСФСР. К этому времени уже были выпушены её грампластинки «День за днём: Музыка из телеспектакля», «Уж отзвенели ливни сенокоса», «Валентина Толкунова поёт песни Вадима Гамалия», «В порту» и др.

Композиции Толкуновой – это целые судьбы, радостные или трагические, но всегда понятные и близкие простым людям. Песни легко запоминаются и могут быть исполнены всеми, поэтому они быстро уходят в народ и становятся застольными. Эти музыкальные работы ощущаются поистине народными, пронизанными теплом русской души. Своей, родной воспринимается и солистка, не стремившаяся подражать западной моде ни в музыке, ни во внешнем облике. Её называли «нашей Валечкой».

Певице было важно, чтобы каждая композиция находила отклик в её душе, чтобы сама артистка слышала её в себе днём и ночью. Это было залогом успеха её творчества. Первой слушательницей песни «Поговори со мною, мама» стала её родительница, которая плакала, внимая проникновенному голосу дочери. В Международный женский день 1973 г. композиция прозвучала по радио на всю страну. Вскоре слушатели стали присылать целые мешки писем с просьбой поставить её в эфир.

В 1980 г. за продвижение советской песни и выдающееся исполнительское мастерство 34-летней артистке, являвшейся тогда солисткой «Москонцерта», вручили Премию Ленинского комсомола. На её соискание выдвигались члены Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодёжи (ВЛКСМ) в возрасте до 35 лет. Помимо диплома и нагрудного знака лауреатам премии полагалось денежное вознаграждение в размере 2500 рублей (при средней зарплате того времени – 174 рубля).

В следующем 1981 г. вышла композиция «Мой милый, если б не было войны…». Работа над ней длилась полгода – певица искала нужные тональности и эмоции, чтобы передать судьбу овдовевшей женщины, не успевшей побыть женой. Эта песня стала поворотной в творчестве артистки, которая поняла, что ей необходимо изменить манеру выступления. Теперь солистка начала представать на сцене не просто созерцательницей чужой судьбы, а в качестве настоящей драматической актрисы.

В 1980-х гг. в творчестве певицы выделился цикл песен о Великой Отечественной войне и ветеранах. К фронтовикам она испытывала особое почтение, ведь её отец прошёл всю войну до Берлина. Воевали и её дедушки, один из них – ещё во время Гражданской войны вместе с Василием Чапаевым. Однажды на выступлении для ветеранов зрители сами исполнили для Толкуновой песню «Обыкновенный человек», написанную неизвестным фронтовиком. С тех пор артистка стала петь её на концертах.

В 1985 г. вышел её сборник «Разговор с женщиной» с 22-мя композициями на 2-х пластинках. В этот же период она выступала в Афганистане – в городах Герате и Кабуле – перед советскими солдатами. Они аплодировали стоя. Тогда же в её коллективе стал работать Игорь Крутой – на афишах артистки он был представлен руководителем ансамбля и баянистом. Композитор сочинял для неё клавир и партитуры, управлял музыкантами, аккомпанировал. Она помогла ему получить квартиру в столице.

Сотрудничество с музыкантом длилось 8 лет. Но в 1990-х гг. Крутой, став продюсером и заняв высокое место в российском шоу-бизнесе, не звал исполнительницу на концерты. Он оценил её творчество как «неформат», рекомендовав артистке, находящейся на пятом десятке лет, сменить длинные платья на мини-юбки и обновить репертуар. Но Толкуновой был чужд шумный и примитивный мир эстрадного бизнеса. Она отошла в сторону, её выступления стали реже показывать по телевидению.

Несмотря на это, в 2008 г. в интервью Дмитрию Гордону певица благосклонно и уважительно отзывалась о композиторе, говорила о нём как о талантливом творце, трудолюбивом музыканте, готовом работать днями и ночами не ради денег, а ради искусства. В 2020 г. Игорь Яковлевич признался, что причиной его разлада с Толкуновой стало то, что принципиальная артистка отказалась замолвить слово перед высокими лицами о его друге и протеже Александре Серове.

Но для людей песни Толкуновой оставались родными и близкими. Она продолжала гастролировать по стране, пела в концертных залах, на полевых станах, в женских колониях, в цехах заводов, в госпиталях для солдат, в Чечне, выступала перед ветеранами Великой Отечественной войны, участвовала в благотворительных концертных программах для многодетных и малообеспеченных семей. Она гастролировала по России, Европе, Азии, Америке и Австралии.

В 1990-х гг. её творчество обогатилось гражданскими песнями «Русская деревня», «Россиянка», «Россия – Родина моя», «Прости меня, Россия», «Потерянный рай» и др. В этот период народная артистка начала испытывать серьёзные проблемы со здоровьем. Обследовав артистку, врачи поставили неутешительный диагноз. Но, несмотря на неизлечимую болезнь, она продолжала выступать, гастролировать, ставить музыкальные спектакли, записывать песни, выпускать альбомы.

Столкнувшись с тяжёлым недугом, певица всё чаще задумывалась о Боге и предназначении человека. Солистка совершала паломничества в православные монастыри и на Святую Землю (территория, расположенная между восточным берегом реки Иордан и Средиземным морем). В 1994 г. артистка отправилась на гастроли в Тель-Авив (Израиль), где чуть не погибла во время террористического акта, ответственность за который взяла на себя палестинская исламская организация ХАМАС.

19 октября 1994 г. певица вместе с подругой решила прогуляться по магазинам Тель-Авива. Именно в тот момент террорист-смертник подорвал себя в автобусе на улице Дизенгоф. Террористический акт унёс 22 жизни. 50 человек получили ранения, среди них была приятельница солистки. Валентина Васильевна в этот момент находилась чуть поодаль от эпицентра взрыва, поэтому чудом спаслась. Но все оставшиеся гастрольные дни она провела в больнице у постели своей раненой подруги.

Этот случай чудесного спасения заставил Валентину Толкунову сильнее уверовать в Божий промысел и стать ещё более религиозной. Это отразилось и в музыкальном творчестве исполнительницы. В 1990-х гг. репертуар певицы пополнился духовными песнями «Рождественская ночь», «Спаси и сохрани», «Ангел мой», «Владычица», «Заповеди», композициями Светланы Копыловой, Виктора Петрова, Николая Рубцова и других авторов.

В 1998 г. на «Песне года» солистке вручили премию имени Клавдии Шульженко за весомый вклад в развитие эстрадной песни. Помимо исполнения гражданских, духовных, лирических и народных композиций Толкунова записала детские песни «Кабы не было зимы» для анимационного фильма «Зима в Простоквашино», «Спят усталые игрушки» для программы «Спокойной ночи, малыши!» и др. В 2006 г. она издала 2 диска для детей «Вам, мои носики-курносики» и «На Горизонтских островах».

Валентина Васильевна на протяжении 44 лет дарила зрителям и слушателям подлинное музыкальное искусство, пронизанное народными мотивами и душевной теплотой. За это время она исполнила свыше 800 песен в разных жанрах, авторами которых стали более 195 композиторов и 240 поэтов. Певица издала свыше 40 музыкальных сборников, и более 30 раз её композиции выходили в финал «Песни года», принося артистке звание лауреата.

Дискография

  • 1974 — «Валентина Толкунова»
  • 1974 — «В порту»
  • 1977 — «Песни»
  • 1985 — «Разговор С Женщиной»
  • 1990 — «Если Б Не Было Войны»
  • 1991 — «Серёжа»
  • 1992 — «Сорок Пять»
  • 1995 — «Я не могу иначе…»
  • 2002 — «Мой Придуманный Мужчина»
  • 2006 — «Вам, мои носики-курносики»
  • 2006 — «На Горизонтских островах»
  • 2010 — «Как быть счастливой» (на стихи Карины Филипповой)

Радиоспектакли и музыкальные постановки

В 1970-х годах солистка стала участвовать в радиоспектаклях для маленьких слушателей. Её голосом говорят персонажи сказок «Огниво» (1974), «Зайка-почтальон» (1979), «В стране музыкальных волшебников» (1980). В 1988 г. популярная исполнительница представила на суд взрослым поклонникам литературно-музыкальную композицию «Черёмуха» на музыку композитора Вячеслава Ветрова и стихи поэтессы Ольги Фокиной.

В 1986 г. творческие поиски привели певицу к пониманию того, что через песню невозможно полномасштабно передать драматизм женских судеб и психологическую глубину русской души. Это дало почву для создания оперы «Русские женщины», которую написал композитор Илья Катаев по мотивам одноимённой поэмы Николая Некрасова, а также стихов Александра Пушкина и Алексея Кольцова. Автором сценария и режиссёром выступил Евгений Лаговский.

Премьерный показ состоялся в 1986 г. в ГЦКЗ «Россия». В опере участвовали актёры, симфонический оркестр, балет, хор. Здесь Толкунова раскрыла свой драматический талант в четырёх разных по характеру образах, в которых собирательно отражаются характеры русских женщин: Княгини – главной героини, оставившей дом, состояние, положение в обществе и последовавшей за мужем-декабристом; Невестки, Солдатки и Свахи. В 1990 г. на радио сделали запись этой оперы.

В 1987 г. артистка создала свой Московский театр музыкальной драмы и песни, объединивший близких по творческому духу людей. В нём принимали участие пианист и композитор Давид Ашкенази, брат певицы – певец и поэт Сергей Толкунов, ансамбль «Элегия», балетная труппа. В этом же году за выдающиеся достижения в сфере музыкального творчества 41-летней Валентине Васильевне присвоили звание «Народная артистка РСФСР».

В 1989 г. зрители увидели моноспектакль «Ожидание» на музыку Владислава Успенского и стихи Роберта Рождественского. Здесь Толкунова не только пела, но и читала стихи. Позже театр поставил спектакли и программы «Брызги шампанского» (1991), «Я росинка твоя, россиянка» (1995), «Не оставляй меня, любовь» (1992), «Новая весна Валентины Толкуновой» (1997), «России нежная душа» (2006), «Как быть счастливой» (2009), «Я сегодня обеты молчанья нарушу» (2010) и др.

Кинофильмы

В 1986 г. зрители увидели музыкальный фильм-фантазию «Верю в радугу», в котором Валентина Толкунова исполнила главную роль. Кинолента поставлена режиссёром Виталием Фетисовым в виде концерта, в котором помимо певицы принимают участие артисты разных балетных театров и Московский ансамбль пластической драмы. В 1989 г. на голубые экраны вышла телевизионная версия музыкального моноспектакля «Ожидание», поставленного Московским театром музыкальной драмы.

Актриса представала в роли певиц в фильмах «Чёрный принц» (1973) с песней «Не уезжай насовсем», «Это сильнее меня» (1973) с композицией «Старые слова». В киноэпопее «Солдаты свободы» (1977) она исполнила «Смуглянку». В десятках кинолент композиции в исполнении Толкуновой звучат за кадром: «Дела сердечные» (1973), «Невеста с севера» (1975), «Близкая даль» (1978), «Соль земли» (1978), «Фотография на память» (1985), «Любовь – не картошка» (2013) и др.

Фильмография

  • 1971 — «Лето рядового Дедова»
  • 1973 — «Черный принц»
  • 1973 — «Это сильнее меня»
  • 1986 — «Верю в радугу»

Общественная деятельность и благотворительность

Валентина Васильевна участвовала в благотворительных концертах, выступала в горячих точках Афганистана и Чечни, состояла в составе правления Фонда мира Москвы, являлась членом Центрального Дома работников искусств (ЦДРИ), заседала в учредительном совете и в правлении Центра народной помощи «Благовест». Она шефствовала над Кадетским корпусом УВД города Перми и Кадетским корпусом Министерства юстиции в Москве, оказывала помощь детдому в Подмосковье.

За весомый личный вклад в благотворительную деятельность в сфере детского милосердия в 1997 г. Валентине Васильевне была объявлена Благодарность президента Российской Федерации. Помимо этого, исполнительница, будучи глубоко верующим человеком, содействовала восстановлению креста на куполе одного из храмов Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря в городе Задонске Липецкой области.

Личная жизнь

Первым мужем артистки стал композитор и дирижёр Юрий Саульский – руководитель ВИО-66, в котором Толкунова исполняла джазовые песни в составе вокальной группы. На момент бракосочетания в 1966 г. Валентине было 19 лет, а её избраннику – 38. По словам певицы, благодаря мужу, ставшему для неё наставником, произошло её профессиональное становление. Они жили вместе 5 лет. Но в 1971 г. их пара распалась из-за нового любовного увлечения композитора. В этом браке детей не было.

Спустя 3 года после развода исполнительница познакомилась с Юрием Николаевичем Папоровым (1923 – 2010) – дипломатом, журналистом-международником и писателем. Их первая встреча состоялась на светском вечере в мексиканском посольстве в Москве, где артистка выступала перед дипломатами и их гостями, а Папоров, свободно владевший испанским языком, объяснял мексиканцам, о чём говорится в исполняемых ею композициях.

Мужчина был выдающимся эрудитом, элегантно одевался, носил дорогие вещи из качественных тканей, сшитые высокопрофессиональными портными. Перед ним были открыты все двери столичных учреждений. Он окружил Валентину вниманием и везде неотступно сопровождал её. Несмотря на разницу в возрасте в 23 года, в 1974 г. 28-летняя певица получила статус жены дипломата. В 1977 г. в их браке на свет появился сын, которого артистка назвала Николаем в честь её деда-фронтовика.

Папоров написал жизнеописания Эрнеста Хемингуэя, Габриэля Гарсиа Маркеса, Льва Троцкого, приключенческие книги о Латинской Америке, исторические романы, документалистику о подводной охоте и советских сотрудниках нелегальной разведки. Однако широкая общественность не знала о том, кто является супругом прославленной певицы – это стало известно лишь в XXI веке. Только после 2010 г. в прессе и документальных кинолентах появились их семейные фотоснимки.

До сих пор неизвестна подробная биография Юрия Папорова. Люди, близкие к семье, сообщают, что он имел воинское звание полковника. Есть версия, что мужчина служил нелегальным разведчиком. Под его влиянием солистка охотно стала исполнять военно-патриотические песни. Но в 1978 г., когда сынишке супружеской пары не исполнилось ещё и одного года, 55-летнего писателя и журналиста внезапно направили в творческую командировку в Мексику.

Валентина с ребёнком осталась в СССР. Писательская работа её мужа в Латинской Америке длилась более чем 20 лет. Супруги виделись раз в несколько лет во время визитов Папорова на Родину. Он возвратился в Россию лишь в начале нового века. В СМИ не упоминается название организации, откомандировавшей мужчину на другое полушарие Земли. Люди, близко знающие их семью, сообщали, что причина отсутствия писателя была связана не только с творчеством.

На публике исполнительница не осуждала мужа за столь длительную командировку, из-за которой сын рос без отца. Вдали от супруга она устроила свою личную жизнь. В середине 1980-х гг. у неё возник роман с Владимиром Барановым – профессором, доктором физико-математических наук, автором 150 научных работ, позже ставшим членом-корреспондентом Академии наук СССР (с 1990), директором Института молекулярной физики РНЦ «Курчатовский Институт» (с 1996).

Любовь Толкуновой и Баранова стала наиболее счастливым временем в судьбе каждого из них и не была секретом для коллег, друзей и родни. Несмотря на то, что возлюбленные состояли в официальных браках и ни один из них не расторг узы Гименея, эти романтические отношения продолжались до 2005 г. Их разлучила смерть Баранова, которая стала следствием длительного тяжёлого заболевания, возникшего из-за облучения при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Когда в Россию вернулся законный муж Толкуновой, супруги не стали строить совместный быт – они жили раздельно. Но, выйдя на заслуженный отдых, Юрий Николаевич испытывал серьёзные проблемы со здоровьем, перенёс 2 инсульта. Видя его тяжёлое состояние, Валентина Васильевна поселила его у себя (несколько десятилетий она проживала на 6-м этаже старинного дома на Патриарших прудах в 100-метровой квартире), наняла для супруга сиделку и обеспечила ему качественный уход.

Болезнь и смерть

Однако и её собственное здоровье уже давно вызывало опасение. В начале 1990-х гг. у певицы был диагностирован рак молочной железы. В 1992 г. она перенесла операцию и прошла курс химиотерапии. Казалось, болезнь отступила и позволила артистке продолжать творческую деятельность. Но возникшие метастазы распространялись, проникли в головной мозг и привели к тому, что в 2006 и 2009 гг. Толкуновой снова пришлось лечь на операционный стол.

Сражаясь с недугом, исполнительница продолжала выступать, ездить в гастрольные туры, записывать новые песни и выпускать музыкальные альбомы. Размышления о жизни и смерти привели её к Богу и глубокой православной вере, которая в этот период стала неотъемлемой частью духовного творчества певицы. Однако болезнь была сильнее её. Руки и ноги уже переставали слушаться, но Толкунова всё равно не расставалась со сценой.

16 февраля 2010 г. после исполнения песни на концентре в Могилёве (Беларусь) Валентина Васильевна почувствовала себя настолько плохо, что пошатнулась и начала падать. Её брат, работавший вместе с артисткой и сопровождавший её на выступлениях, подхватил певицу на руки и унёс за кулисы. Толкунову госпитализировали в могилёвскую больницу. Но врачи реанимационного отделения приняли решение незамедлительно отправить народную артистку в Москву.

Пребывая в Боткинской больнице, певица всё ещё строила планы о сольном концерте ко Дню Победы. 20 марта артистку навестил Лев Лещенко, с которым её связывало многолетнее творческое сотрудничество. Вскоре к ней был вызван священник – протоиерей Артемий Владимиров, являвшийся тогда настоятелем московского храма Всех Святых в Красном Селе. В больничной палате он провёл обряд елеосвяще́ния (собо́рование), который совершается над больными, страждущими людьми.

22 марта 2010 г. в 8 часов утра певица скончалась на 64-м году жизни. Причина смерти – рак головного мозга. 24 марта 2010 г. в храме Вознесения Господня в центре Москвы состоялась церемония прощания с Валентиной Толкуновой. В тот же день её похоронили в столице на Троекуровском кладбище напротив часовни. Её 86-летний муж, не перенёсший горькой утраты, покинул этот мир через полтора месяца 12 мая 2010 г. и был погребён рядом с супругой.

Память

В 2011 г. в храме Христа Спасителя по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся концерт, посвящённый памяти народной артистки. В том же году вышла книга мемуаров певицы «Душа России», был открыт памятник Толкуновой в г. Белореченске (Краснодарский край), где прошло её раннее детство, и мемориальная доска на здании Московского госуниверситета культуры и искусств, в котором она училась.

На малой родине солистки в г. Армавире (Краснодарский край) действует посвящённый ей музей. Имя Валентины Толкуновой присвоено музыкальной школе в г. Ртищево (Саратовская область), где родился её отец, средней общеобразовательной школе № 31 в посёлке Родники (Белореченский район, Краснодарский край), фестивалю-конкурсу русской народной и современной эстрадной песни «Душа России». В 2013 г. вышел сериал «Она не могла иначе» по мотивам её биографии.

Интересные факты

  • Однажды 18-летняя артистка пришла в парикмахерскую с намерением сделать короткую стрижку. Парикмахерша, увидев роскошные локоны девушки, спросила, разрешила ли ей мама их обстричь. Юная Валентина ответила, что уже достаточно взрослая, чтобы принимать решения самостоятельно. Но мастер выставила её из парикмахерской, сказав, что без разрешения матери не будет её стричь. После этого Толкуновой никогда не приходило в голову отрезать её изумительную косу.
  • В 1972 г. певица впервые выступила с жемчужной нитью в волосах. Позже это стало визитной карточкой артистки. Её причёску переняли многие советские модницы. Жемчуг был любимым камнем Толкуновой. Она часто носила жемчужные серьги и кольца, но к более дорогим украшениям с бриллиантами относилась холодно.
  • За певицей закрепился сценический образ скромной красавицы. Валентина Толкунова традиционно выступала в платьях и юбках в пол, закрывала руки длинными рукавами и избегала декольте. Она использовала минимум косметики, не изнуряла себя диетами и не делала пластические операции. При этом до конца жизни народная артистка сохраняла естественную красоту и выглядела намного моложе своих лет.
  • Скромными были и требования солистки к организаторам концертов. Однако её обязательным условием было размещение в тёплом, непрокуренном номере.
  • На сцене и в интервью исполнительница создавала впечатление человека с ангельским характером. Но её коллеги не раз высказывали мнения о том, что это лишь образ, а в действительности Толкунова являлась жёстким человеком. Сама Валентина Васильевна признавалась, что она легко находила общий язык со всеми, но очень не любила ложь и несправедливость. Видя это, она не могла молчать, а высказанная ею правда многим не нравилась.
  • С 1978 г. артистка имела водительские права. Она сменила 7 автомобилей «Жигули», на каждом из которых ездила по 3 года, накатывая по 75 тысяч километров. «Волгу» певица не уважала из-за больших габаритов. Долгое время Толкунова поддерживала отечественный автопром. Но, почувствовав себя за рулём Kia Sportage, она перешла на иномарки.
  • Артистка любила слушать классическую и оперную музыку, посещать балет и классический театр.
  • Талантливая красавица и любимица публики всегда привлекала внимание влиятельных мужчин, которые часто проявляли к ней недвусмысленный интерес. Но эти ухаживания певица не принимала, а порой и вовсе реагировала на них с насмешкой. По её признанию, надоедавшие ухажёры выглядели в её глазах детьми.
  • Толкунова не любила заграничные курорты, а предпочитала отдыхать в российской глубинке. Она построила дом в Нижегородской области рядом с Серафимо-Дивеевским женским монастырём, который часто посещала в паломнических поездках. Также исполнительница начала строить дом в Зубцовском районе Тверской области, куда планировала переехать после окончания творческой карьеры.
  • Певица не выступала в казино и ресторанах, где музыка – лишь фон. Только однажды в 2008 г. она откликнулась на приглашение выступить в театральной гостиной московского казино Golden Palace, где за столиками в 11 вечера собирается публика для встречи с артистами. В Валентинов день в уютной обстановке Валентина Толкунова и Валентин Гафт выступали и отвечали на вопросы зрителей. Мероприятие вёл режиссёр, актёр и телеведущий лотереи «Русское лото» Михаил Борисов.

Награды и звания

  • 1975 — Заслуженная артистка Калмыцкой АССР
  • 1979 — Заслуженная артистка РСФСР — За заслуги в области советского музыкального искусства
  • 1980 — Премия Ленинского комсомола — За высокое исполнительское мастерство и пропаганду советской песни
  • 1987 — Народная артистка РСФСР — За заслуги в области советского музыкального искусства
  • 1995 — Премия МВД России
  • 1996 — Орден Дружбы — За заслуги перед государством, многолетний добросовестный труд
  • 1997 — Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • 1997 — Благодарность Президента Российской Федерации — За большой личный вклад в благотворительную деятельность в области детского милосердия
  • 1998 — Премия имени К. И. Шульженко — Как лучшей певице года и за выдающийся вклад в развитие эстрадной песни
  • 2001 — Почётная грамота Московской городской Думы — За заслуги перед городским сообществом
  • 2001 — Почётный гражданин города Тынды
  • 2003 — Орден «Меценаты столетия»
  • 2004 — Орден Петра Великого
  • 2006 — Почётная грамота Правительства Москвы — За большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, активную общественную работу и в связи с 40-летием творческой деятельности
  • 2006 — Орден Почёта — За заслуги в развитии отечественного эстрадного искусства
Оцените биографию:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Автор:
Комментарии
  • Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.
Добавить комментарий

Persons.Life