Возраст: 78 лет
Дата рождения: 06.11.1946
Место рождения: Нижний Тагил
Гражданство: Россия
Род деятельности: Актёр театра и кино
Семейное положение: Женат
Рост: 181 см
Вес: 91 кг
Знак зодиака: Скорпион
Актёр театра и кино Анатолий Александрович Васильев появился на свет 6 ноября 1946 г. в Нижнем Тагиле (Свердловская область, РСФСР). Родители во время войны трудились на заводе в три смены, создавая танки. Поэтому первой игрушкой будущего артиста, чьё детство пришлось на непростое послевоенное время, стала модель танка Т-34. После Великой Победы его отец Александр Васильев являлся влиятельным чиновником, а мать посвятила жизнь домашним делам и воспитанию сына.
Когда мальчику было 9 лет, главу семьи по долгу службы перевели в Брянск, куда вместе с ним переехали его жена и сын. Женщина любила музыку и театр. Благодаря ей Анатолий проникся интересом к искусству, он посещал драмкружок, играл на гитаре. Но после окончания школы по настоянию отца юноша поступил в машиностроительный техникум. Однажды там на уроке литературы преподавательница предложила его группе прочитать по ролям пьесу Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад».
Талантливому юноше досталась роль купца Ермолая Алексеевича Лопахина. И он с таким чувством стал читать свои реплики, что его одногруппники-производственники, совершенно далёкие от мира искусства и творчества, начали удивлённо оборачиваться. Анатолий завладел их вниманием. Именно тогда он понял, что должен идти совсем иной дорогой, нежели та, которая ждала его в этом техникуме. Он решил стать студентом Школы-студии МХАТ.
Отец не одобрял это намерение сына. Однако, чтобы Анатолий его потом не упрекал, он позволил юноше ехать в Москву и попытать счастье в театральном вузе. Но с условием: если он не поступит, то до своих 62 лет будет беспрекословно выполнять всё, что ему повелит родитель. Молодой человек согласился. Бросив техникум после 2 курса, он отправился в столицу и, несмотря на большой конкурс, смог покорить приёмную комиссию. Его зачислили на актёрский курс Василия Маркова.
В 1969 г. юноша окончил Школу-студию МХАТ и поступил в труппу Московского театра сатиры. Здесь он играл Джека Фостера в спектакле «Все в саду», Андрея Качурина в постановке «Ложь для узкого круга». В 1973 г. артист перешёл в Театр Советской армии (ныне – Театр Российской армии), работе в котором он посвятил 22 года. На его сцене Васильев исполнял главную роль Федота Васкова в спектакле «А зори здесь тихие», играл Бориса Годунова в постановке «Смерть Иоанна Грозного».
Актёр участвовал в спектаклях «Макбет», «Идиот», «Орфей спускается в ад» и др. В 1995 г. он стал играть в Театре имени Моссовета, представая в постановках «Школа неплательщиков», «Утешитель вдов», «Ученик дьявола», «Мамаша Кураж и её дети» и пр. В 2011 г. артист исполнил роль бродяги в спектакле «Розыгрыш», где его былую возлюбленную, ставшую известной певицей, сыграла бывшая жена артиста Татьяна Васильева. В постановке также выступал их сын Филипп.
Анатолий Александрович стал актёром не ради денег и славы, а для того, чтобы через театральное искусство нести людям нечто ценное, значимое. Для артистка каждый его выход на сцену – это волнение и невероятная ответственность. В этот момент Васильев забывает обо всех своих жизненных делах, проблемах и радостях и всецело погружается в образ изображаемого героя. Он полностью отдаётся работе, считая высшей ценностью живой, искренний отклик в глазах зрителей.
Анатолий Васильев уже несколько лет играл большие роли в театре, когда однажды в одном из спектаклей на него обратил внимание известный режиссёр Сергей Бондарчук. Он пригласил молодого артиста на роль Дымова в драме «Степь» (1977), созданной по мотивам одноимённой повести Антона Павловича Чехова. Эта дебютная киноработа была высоко оценена критиками и привлекала внимание режиссёров. В 1978 г. последовали киноленты «Иванцов, Петров, Сидоров», «Близкая даль».
В 1979 г. состоялась премьера легендарного фильма-катастрофы Александра Митты «Экипаж». В нём артист перевоплотился в лётчика Валентина Ненарокова, который покинул большую авиацию ради возлюбленной девушки из провинции. Его работой стали полёты на вертолёте, а личная жизнь превратилась в ад. Любящий муж и заботливый отец вынужден постоянно терпеть придирки и истерики жены, которая вышла за него замуж без любви – лишь потому, что мужчина бросил ради неё всё.
Пройдя через мучительный развод, невозможность воспитывать сына, оставшегося с матерью, которая теперь счастлива с новым, любимым мужем, он возвращается в большую авиацию. Ему предстоит в качестве второго пилота совершить сложный рейс для эвакуации советских граждан из города Бидри, пострадавшего от землетрясения. При взлёте самолёт повреждается рухнувшей осветительной опорой. Ненароков ликвидирует пробоину в корпусе, но получает сильное обморожение.
Вслед за картиной, подарившей Анатолию Васильеву всесоюзную славу, в 1980-х гг. последовали почти 20 киноработ. Он исполнил заглавную роль в военном фильме «Корпус генерала Шубникова» (1980), перевоплотился в Петра Басманова в ленте «Борис Годунов», предстал в образе отца великого русского учёного и поэта в биографической картине «Михайло Ломоносов» и пр. В эти годы артист появлялся перед зрителями в ролях военного и археолога, лётчика и влиятельного чиновника.
«Лихие девяностые» тяжело ударили и по театру, и по кинематографу. Но Анатолий Васильев не терял веры в талантливый и крепкий русский народ. Он считал, что все трудности преходящи, а грабители, разорявшие страну, – лишь временщики. Несмотря на сложность экономической обстановки, он всё же смог в это время проявить себя в главной роли бесчестного начальника районного уголовного розыска в фильме «Зачем алиби честному человеку?» (1993) и в 6-ти других проектах.
Новый век принёс артисту востребованность и несколько десятков ролей в полнометражных фильмах и сериалах. Среди них «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…», «Татьянин день», «Отцы и дети», «Крик совы», «Соня+Олег», «Восьмидесятые» и многие другие. Но наибольший успех имел комедийный телесериал «Сваты», в котором Васильев сыграл интеллигентного, добродушного, но неуклюжего профессора философии Юрия Анатольевича Ковалёва – одного из дедушек Жени.
В комедии собралась потрясающая команда актёров – Фёдор Добронравов, Татьяна Кравченко, Людмила Артемьева. Вероятно, общество соскучилось по тесным семейным отношениям, показанным на экране, поэтому проект получил всеобщее зрительское признание. После выхода 1 сезона к Васильеву стали подходить тысячи благодарных людей из России, Украины, Прибалтики, Канады и Америки, которым этот весёлый сериал помогает расслабиться и временно забыть о тяжелых буднях.
Артист великолепно исполнил роль образованного профессора, который из-за своей неприспособленности к жизни постоянно попадает в забавные ситуации и вынужден повиноваться властной супруге. Но сам актёр хотел, чтобы сериал стал более трогательным, со смехом сквозь слёзы, чтобы шутки в нём были остроумными, а не порочащими чьё-либо достоинство. По его мнению, зрительская любовь могла позволить им творить качественный материал, гораздо выше уровня ситкома.
Но, к сожалению, Васильев не был услышан создателями проекта. Кроме того, возник конфликт между экранными дедушками. Фёдор Добронравов, чей герой Иван Будько постоянно подтрунивает над мягким и интеллигентным профессором, и в жизни позволял себе оскорбительные шутки в адрес Анатолия Александровича. В результате артист принял решение покинуть этот суперуспешный проект. В начале 5 сезона (2011) зрители узнали, что дедушка Юра умер от сердечного приступа.
Уход из проекта не оставил артиста без работы. Последовали фильмы с его участием: «Царство отца и сына» (2011), «Полоса отчуждения» (2014), «Андреевский флаг» (2019), «Красная зона» (2021) и многие другие. К 2021 г. в фильмографии Васильева уже более 70 киноролей. Актёру подвластны и комедийные, и драматические образы. Любимец миллионов зрителей способен достоверно сыграть совершенно разных персонажей от сурового генерала до простодушного подкаблучника.
Артист был дважды женат. Со своей первой избранницей Татьяной Ицыкович (р. 1947) он познакомился в 20 лет в Школе-студии МХАТ. Молодой человек не был в неё влюблён, но настойчивое внимание юной артистки заставило Анатолия поддаться её чарам. В 1973 г. они сыграли свадьбу в Брянске. Супруга взяла фамилию мужа и вошла в историю кинематографа под именем Татьяна Васильева. В 1978 г. у них родился сын Филипп, который пошёл по стопам родителей и позже стал актёром.
В 1983 г. Татьяна на репетиции спектакля «Гнездо глухаря» познакомилась с артистом Георгием Мартиросяном. Между ними вспыхнули сильные чувства, ради которых женщина подала на развод. Расставание Васильевых было тяжёлым. После него экс-супруги надолго прервали общение. Мужчина очень скучал по ребёнку. Чтобы найти время для свидания с ним, артист иногда отказывался от ролей. Но Татьяна стремилась запретить ему общение с сыном и настраивала мальчика против отца.
Лишь в 2011 г. бывшие супруги встретились на одной сцене в постановке «Розыгрыш» вместе с их сыном Филиппом, окончившим в 2000 г. ВГИК, а позже в 2012 г. – ГИТИС. На участие в этом спектакле Анатолий Александрович согласился только ради гонорара из-за сложной финансовой ситуации, которая возникла в результате его болезни. Незадолго до этого актёр перенёс инфаркт, поэтому ему пришлось сделать перерыв в работе в театре и кинематографе, потеряв прежние заработки.
После развода с первой женой артист несколько лет был один. Но в 1991 г. в его личной жизни вновь появилось счастье. Он женился на сотруднице телевидения по имени Вера, принявшей фамилию супруга. В следующем 1992 г. в их семье на свет появилась дочь Варвара. 46-летний отец окружил жену и ребёнка тёплым вниманием. Он сам стирал пелёнки, не подпуская к этому Веру. Артист любит детей. Когда он вместе с дочкой гулял во дворе, вокруг него всегда собиралась толпа ребят.
Знаменитый актёр не любит рассказывать о подробностях своей личной жизни и не афиширует фотографии жены и дочери. Анатолий Александрович не зарегистрирован в социальных сетях, но всегда рад живому общению с поклонниками. Если они подходят к нему, чтобы поблагодарить за его роли, сфотографироваться с ним и взять автограф, артист всегда уделяет им теплое внимание, заряжая окружающих своей солнечной, позитивной энергетикой.